ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




ПРИДНЕСТРОВСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ: БУДЕТ ЛИ ПРОРЫВ В 2019 ГОДУ?
18:18 / 15.02.2019
ПРИДНЕСТРОВСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ: БУДЕТ ЛИ ПРОРЫВ В 2019 ГОДУ?

Если 2017-й был годом достижения договоренностей, а 2018-й – начала их реализации, то 2019-й должен стать годом принятия практических решений, направленных на улучшение жизни людей – такой взгляд на приднестровское урегулирование высказал так называемый президент ПМР Вадим Красносельский на состоявшейся в феврале коллегии МИД непризнанной республики. При этом лидер сепаратистов считает, что для того, чтобы в переговорном процессе сохранилась положительная динамика, необходимо встречное движение Тирасполя и Кишинева друг к другу.

Впрочем, что такое встречное движение в приднестровском понимании можно судить по тому, как в последние месяцы складывались отношения между Кишиневом и Тирасполем.

Незадолго до нового года вице-премьер по реинтеграции Кристина Лесник заявила, что в 2019 году Республика Молдова будет использовать в переговорном формате 5+2 по урегулированию приднестровского конфликта новую стратегию. Суть ее — одновременное рассмотрение проблем из всех трех «корзин», в том числе политической (имеется в виду вопрос о статусе Приднестровья). По словам вице-премьера, заявление о данной стратегии было поддержано на заседании министров ОБСЕ в Милане.

Высказывание Лесник вызвало недоумение. Во-первых, Тирасполь неоднократно заявлял, что готов обсуждать с Кишиневом вопросы экономическое, социальные, экологические, в общем, какие угодно, кроме вопроса о политическом статусе. Здесь лидеры сепаратистов, неважно кто — Игорь Смирнов, Евгений Шевчук или нынешний Вадим Красносельский, придерживались единой точки зрения — Приднестровье должно быть независимым и отношения между двумя берегами Днестра должны быть отношениями двух равноправных государств. Во-вторых, было удивительно, что прозвучало само слово «стратегия». Проблема в том, что за 27 лет, прошедших с момента завершения вооруженной фазы конфликта молдавское руководство так и не выработало стратегии урегулирования конфликта. Пожалуй, самой масштабной попыткой можно считать российский план – так называемый Меморандум Козака 2003 года, который предусматривал превращение Молдовы в ассиметричную федерацию с широкими правами для Приднестровья и Гагаузии. Но этот план в итоге был отвергнут Кишиневом. В 2005 году молдавский парламент принял Закон «Об основных положениях особого правового статуса населённых пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)», который, в свою очередь не был принят сепаратистами. С этого момента, процесс урегулирования свелся к тактике «малых шагов», не всегда последовательных и далеко не однозначных. О разработке стратегии реинтеграции было заявлено в 2016 году предшественником Лесник Георге Бэланом, но документ так и не был обнародован и существует ли он в природе, неизвестно.

Вернемся к заявлению Кристины Лесник. По ее словам, молдавское руководство ранее критиковали за то, что переговоры продвинулись больше в плане решения социально-экономических проблем и в меньшей степени проблем, связанных с обеспечением безопасности и обороны, которые включены в третью корзину. Если верить Кристине Лесник, так было отчасти потому, что предыдущая формула предполагала переход к третьей корзине только после достижения конкретных результатов по первым двум. Но по настоянию Кишинева в 2019 году будет применяться новая формула: «все корзины будут на равных».

Однако это заявление было фактически дезавуировано лидером приднестровских сепаратистов Вадимом Красносельским, который заявил, что если кто-то желает «открыть» третью корзину, то первым вопросом будет оценка юридических последствий решения парламента Молдовы от 23 июня 1990 года. Речь идет о Заключении Комиссии Верховного Совета ССР Молдова по политико-юридической оценке Советско-Германского договора о ненападении и Дополнительного секретного протокола от 23 августа 1939 года, а также их последствий для Бессарабии и Северной Буковины. В этом документе говорится, в частности, признается незаконным создание Молдавской ССР в августе 1940 года. По мнению приднестровской стороны, таким образом Кишинев сам отказался от Приднестровья, ведь Молдавская ССР была создана путем слияния части Бессарабии и Молдавской АССР, созданной в 1924 году и входившей на правах автономии в Украинскую ССР.

Тирасполь постоянно использует этот сомнительный с правовой позиции аргумент (заявление комиссии не является законодательным актом), когда заходит речь о политическом статусе Приднестровья. Использовал еще раз. Красносельский заявил, что «может быть, когда будет дана международными участниками формата «5+2» правовая оценка, не надо будет переходить ко второму вопросу, а надо будет признать Приднестровскую Молдавскую Республику. Потому что других вариантов нет».

Вместо решения политических проблем Приднестровье предлагает сосредоточиться на проблемах более приземленного характера, например, восстановления телефонной связи между берегами Днестра и закрытия Кишиневом «политически мотивированных уголовных дел».

Большинство пунктов Берлинского протокола, подписанного в июне 2016 года в рамках встречи в формате «5+2» и предусматривающего обязательства Кишинева и Тирасполя по решению наиболее острых проблем, выполнены. Даже с лихвой. Впервые за долгие годы удалось решить вопрос апостилирования (подтверждения юридической силы) дипломов о высшем образовании, выданных вузами Приднестровского региона, использования автомобилей с номерными знаками, выдаваемыми на неконтролируемой территории, сдвинулось с места решение вопроса о восстановлении телефонной связи между берегами Днестра. Помимо протокола: открыт мост через Днестр между селами Гура Быкулуй и Бычок, урегулирован вопрос о функционировании школ с преподаванием на румынском языке, расположенных на территории непризнанного Приднестровья, молдавские фермеры получили свободный доступ к своим сельскохозяйственным угодьям в Дубоссарском районе на берегу Днестра. Да, при практическом воплощении принятых решений есть нюансы, но в целом, конечно же, прогресс налицо.

Почему же тогда со стороны молдавского экспертного сообщества раздается критика в адрес принятых решений?

Во-первых, некоторые к из «малых шагов» по мнению экспертов являются уступками сепаратистам и подрывают суверенитет Молдовы. Например, нейтральные номера приднестровским автомобилистам выдаются на основании прав, выданных властями непризнанной ПМР, а значит, де-факто, молдавские власти признают легитимность и этих документов и органов, их выдавших. Приднестровье стремится снять преграды для банковской деятельности. Не станет ли это фактическим признанием приднестровского рубля как национальной валюты Приднестровья?

Во-вторых, подписанные соглашения с сепаратистами требуют внесения изменений в действующее законодательство. Получается, что не решив вопрос о статусе Приднестровья Молдова уже вынуждена подстраивать свое законодательство под приднестровские требования. На уже упомянутой коллегии приднестровского МИДа Вадим Красносельский заявил о необходимости, чтобы «достигнутые договоренности были имплементированы как в молдавское, так и в приднестровское законодательство и стали нормой дня». Фактически ставится знак равенства между законодательством легитимного государства и сепаратистским анклавом.

В-третьих, Генеральная Ассамблея ООН в июне 2018 года приняла резолюцию «О полном и безусловном выводе зарубежных вооруженных сил с территории Республики Молдова». Годом ранее, в мае 2017 года, Конституционный Суд РМ признал нарушающим Основной закон страны нахождение российской группы войск в Приднестровском регионе и назвал это «военной оккупацией». Однако практических действий со стороны правящей верхушки пока не воспоследовало, что дает повод экспертному сообществу критиковать ее за непоследовательность и бездеятельность. Стоит отметить, что в Молдове до сих пор нет даже официально озвученной характеристики войны 1992 года.

Можно ли ожидать каких-либо серьезных шагов в процессе приднестровского урегулирования в 2019 году? Однозначного ответа нет. Молдова вступила в период политической неопределенности, когда решается вопрос о том, кто и на каких условиях будет вести переговоры. В случае, если на парламентских выборах победят пророссийские социалисты, то вполне может сложиться благоприятная ситуация, когда Москва навяжет Кишиневу свой план урегулирования, близкий по сути к Меморандуму Козака. Если же окончательный победитель не определится (что вполне вероятно), то процесс формирования правительства и, соответственно, назначение политического представителя на переговорах, может затянуться на неопределенный период.

Кроме того, в период избирательной турбулентности вступила и Украина, являющаяся участником формата «5+2». И здесь также многое зависит от того, кто станет Президентом страны, поскольку внешняя политика – прерогатива именно Главы государства. Петр Порошенко за последнее время сделал немало для улучшения украинско-молдавских отношений. Совместные пограничные и таможенные посты на границе, в том числе и на приднестровском участке – серьезный рычаг давления на сепаратистов. Повторное избрание Петра Порошенко на президентский пост стало бы гарантией того, что Украина будет проводить прежнюю политику в приднестровском урегулировании.

Артем Филипенко, начальник отдела исследований Придунайско-Черноморского региона Национального института стратегических исследований


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код: *
 
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *   Ваш e-mail:
Коментар: *
Пошук:
розширений

Микола Саранча
Роль міді та марганцю для озимої пшениці
У сучасному сільському господарстві все більшу роль для отримання щедрих та якісних врожаїв озимої пшениці відіграють мікроелементи, зокрема мідь та марганець. Вони мають вагомий вплив на проходження фізіологічних процесів під час росту та розвитку рослин та формування врожаю. Значення мікроелементів для сільськогосподарських рослин зросло із підвищенням врожайності, яку стимулюють, застосовуючи NPK добрива. Проте забезпечення мікроелементами з ґрунту не завжди задовольняє потребу рослин, що і призводить до прояву дефіциту.

Шоста Велика Одеська Бібліоніч надихала любити, читати, творити, радіти талантам і донатити
Вже шостий рік поспіль чимало одеситів 14 лютого відмічають в Одеській національній науковій бібліотеці як подвійне свято: День святого Валентина і Міжнародний День книгодарування, бо добре знаються на тому, як книга, слово і кохання доповнюють і наповнюють одне одного.

Останні новини:
21:59 24.02.2024
19:35 24.02.2024
15:47 24.02.2024
14:54 24.02.2024
12:12 24.02.2024


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011