|
СЕРГЕЙ ГРИНЕВЕЦКИЙ: «СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — ЭТО ВОПРОС ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЭКОНОМИКИ И ИНВЕСТИЦИЙ»
10:19 / 17.04.2019
На днях Одесский городской голова издал распоряжение о создании рабочей группы по вопросам восстановления и расширения полноценной деятельности специальной (свободной) экономической зоны. Сопредседателем рабочей группы назначен председатель Одесской облгосадминистрации в 1998-2005 году, народный депутат Украины 3-го, 6-го и 7-го созывов Сергей Гриневецкий. В интервью ИА «Контекст-Причерноморье» он поделился своим видением будущего СЭЗ в Одессе. - Сергей Рафаилович, создание рабочей группы и Ваше вхождение в нее в качестве сопредседателя, вызвало неоднозначную общественную реакцию. Есть те, кто приветствует это решение и Ваше участие в проекте, прежде всего, исходя из того, что именно Вы в конце 90-х способствовали созданию двух СЭЗ в Одесской области: «Порто-франко» и «Рени». Но есть и те, кто видит в идее свободной экономической зоны «мягкую» форму» сепаратизма, мол создание СЭЗ приведет к тому, что часть территории Украины станет неподконтрольной законам страны... - Негативное отношение к идее создания свободных экономических зон в Украине сформировалось относительно недавно, в 2014 году. А еще за год до этого проект возрождения СЭЗ «Порто-франко» обсуждался в Одесском морском торговом порту. Подчеркну, речь шла о возрождении, а не о создании СЭЗ. Наверное, для кого-то это будет открытием, но «Порто-франко» существует. Юридически, фактически же она не функционирует, поскольку предусмотренные для нее льготы были отменены еще в 2005 году. Кстати, существует юридически и другая СЭЗ «Рени» в одноименном порту и насколько я знаю, там тоже обсуждается вопрос о ее возрождении. Причем, мы создали СЭЗ «Порто-франко» была еще в 2000 году. Мало того, ее создание было легализовано отдельным законом, который приняла Верховная Рада. Он так и назывался «О специальной (свободной) экономической зоне «Порто-франко» на территории Одесского морского торгового порта». Это была самая маленькая СЭЗ в Украине — под организацию производств отводилось свободной площади не более 4 гектаров. И при всем при этом в нее удалось привлечь инвестиций на сумму около 60 миллионов долларов. В 2005 году, как я уже сказал, преференции были отменены. Законом «О Государственном бюджете Украины на 2004 г.» вводился мораторий на рассмотрение и утверждение новых инвестпроектов. Таким образом, преференциальный режим в СЭЗ, гарантированный Украиной инвесторам минимум на 25 лет, просуществовал всего три года. Закон «О Государственном бюджете на 2005 год» вообще ликвидировал льготы. Поэтому в 2013 году, будучи народным депутатом Украины, по итогам круглого стола я подготовил обращение к Премьер-министру Николаю Азарову о возрождении СЭЗ «Порто-франко» в Одесском морском торговом порту, а также соответствующий законопроект, которым, среди прочего, предлагалось расширение территории СЭЗ за счет «полей фильтрации». Законопроект, замечу, получил одобрение всех профильных комитетов и был рекомендован к рассмотрению в Верховной Раде. Однако идея возрождения «Порто-франко» встретила сопротивление как раз со стороны Правительства регионалов, которому судя по всему вовсе не нравилась идея существования СЭЗ, свободной от регулирования. А что касается негативного отношения к СЭЗ, то оно вызвано, в первую очередь, как чрезмерной активностью некоторых депутатов, которые выступили с предложением превращения в «Порто-франко» территории всей Одесской области, так и деятельностью движения «Одесса — за «Порто-франко», которая носила сомнительный характер. Свое критическое отношение к политизации идеи СЭЗ я высказал еще в 2014 году в статье для газеты «Зеркало недели». Она называется «Страсти по «порто-франко» и каждый желающий может ознакомиться с ней. - История вопроса ясна. Теперь вопрос о будущем — есть ли видение свободной экономической зоны? Вернутся ли к проекту СЭЗ в Одесском порту? Каков будет механизм введения режима свободной экономической зоны? - Еще раз хочу подчеркнуть, что вопрос свободной экономической зоны — это вопрос экономики и инвестиционного режима. В распоряжении мэра Одессы не говорится о «порто-франко». Я думаю, что это не только из-за негативного политического контекста, который связан с этим названием, но и потому, что будет рассматриваться нечто новое. С того момента, когда мною был подан законопроект по возрождению СЭЗ, прошел определенный период. Благодаря процессу децентрализации местным советам переданы не только серьезные финансовые ресурсы, но и определенные полномочия, которых раньше не было, в том числе и в сфере налогообложения. Поэтому привлечение инвестиций, скорее всего, будет осуществляться за счет гибкой тарифной и налоговой политики. Вполне понятно, что это будет «точечная» СЭЗ, то есть она будет охватывать ограниченную территорию, на которой будут создаваться новые производства. Мне, к примеру, видится привлекательной промзона на севере Одессы, там уже подведены необходимые коммуникации и есть инфраструктура. Возможно, будут под СЭЗ отведены поля фильтрации. В любом случае, все эти вопросы будут обсуждаться с привлечением экспертов, специалистов. И, думаю, что вся информация о проекте будет публичной, в том числе, чтобы избежать каких-то политических инсинуаций. На мой взгляд, стоит внимательно изучить работу СЭЗ в других странах, прежде всего в странах Европейского Союза. в Литве действуют две свободные экономические зоны — в Клайпеде и Каунасе, в Польше — 14 СЭЗ. Есть такие зоны и в Румынии. Это в массе своей «точечные» зоны, создаваемые на ограниченной площади. Кстати, по итогам 2017 года в пятерке лидеров — свободная экономическая зона в Катовице. Кроме того, важное значение имеет и законодательная база. У нас до сих пор действует Закон «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», принятый еще в октябре 1992 года. Тогда, в условиях перехода от плановой к рыночной экономике идея создания СЭЗ была очень популярна. Понятно, что сейчас условия изменились, в Украине утвердилась рыночная экономика, хотя и далеко не либеральная. Поэтому, возможно, нужен новый закон и в целом ревизия всей нормативно-законодательной базы, которая регулирует принципы создания и функционирования СЭЗ. И, здесь, кстати, тоже может помочь европейский опыт. - Существовавшие СЭЗ стали заложниками политических перемен. Не считаете ли Вы, что есть риск того, что и новый проект постигнет та же судьба? - Я все-таки оптимист по натуре. Думаю, что у свободных экономических зон в Украине большое будущее. Могу напомнить, сколь сильным было сопротивление в предшествующие годы на центральном уровне идеям децентрализации и передачи полномочий и финансовых ресурсов на места. И к этому все же пришли. И децентрализация, при всем ее несовершенстве признана одной из успешных реформ. То же, будет ждать и СЭЗ. Сегодня Украина вступила в период политической турбулентности и неопределенности. Но я не думаю, что в децентрализации нас ждет откат. Да, эта политика нуждается в коррекции, в согласованности с другими реформами — судебной, полицейской, медицинской. Но не в возврате к прежним условиям. Кстати, если посмотреть под другим углом, то свободные экономические зоны может быть еще и антикоррупционным инструментом. Чем меньше регуляции, тем меньше коррупции. Это логично. Учитывая наши традиции, мы еще долго будем избавляться от желания с помощью государственных рычагов регулировать большинство экономических вопросов. И СЭЗ могут быть в этих условиях своеобразными островками экономической свободы. Тем более, что у нас пока нет других механизмов привлечь инвестиции как в создание высокотехнологичных производств, так и в логистические проекты. А Украине сегодня как воздух необходим технологический прорыв. - Спасибо за интервью. Надеемся, что Вы и в дальнейшем будете информировать нас о своей работе. Информационно-аналитическая служба ИА «Контекст-Причерноморье» Коментарі
Олег, 12:03 / 03.10.2019
[url] http://uk.wikipedia.org/[/url]
Олег, 12:01 / 03.10.2019
http://uk.wikipedia.org/
|
Пошук:
Роман Сирінський
Стаття присвячена аналізу ленінської національної політики та розвінчанню як радянського міфу про її кардинальну відмінність від практик, які мали місце в національній політиці СРСР постленінського періоду, так і міфологем сучасної російської пропаганди, яка вслід за своїм диктатором часто твердить про «створення» України Леніним та більшовиками.
За сприяння кіберполіції України, компанії Binance, Харківського національного університету внутрішніх справ та ГО «Брама» незабаром стартує національний конкурс для студентів CYBER SECURITY CAMP. Метою заходу є підвищення обізнаності молоді в питаннях цифрової безпеки, протидії онлайн-загрозам та навичок у сфері кібербезпеки.
Останні новини:
17:38 11.10.2024
16:06 11.10.2024
15:14 11.10.2024
14:50 11.10.2024
13:52 11.10.2024
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.019 |