ИА «Контекст Причерноморье»
логин:
пароль:
Последнее видео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курсы валют. Доллар США. Покупка:
 




Игра слов
15:53 / 30.07.2019
Игра слов

Почему для Украины важно держать руку на пульсе политической жизни Молдовы
После визита Майи Санду в Киев молдавская тематика ожидаемо отошла на задний план, уступив место другим, более животрепещущим темам.
Страхи по поводу возможной федерализации Молдовы и перенесения молдавского опыта на украинскую почву уступили место сдержанному оптимизму. И молдавский премьер, и новый министр иностранных дел Нику Попеску постарались сделать все необходимое для того, чтобы развеять негативные ожидания, повторяя от встречи к встрече, что федерализация Молдове не грозит, и что страна остается верной европейскому курсу. Даже молдавский президент Игорь Додон (с ним, собственно, и связаны эти опасения) сделал несколько заявлений, суть которых сводится к тому, что проект федерализации нереален, и что вопрос о статусе Приднестровья может рассматриваться только через полгода-год.

Гра слів

Нику Папеску eurointegration.com.ua

Действительно, полтора месяца пребывания у власти противоестественной, на первый взгляд, коалиции проевропейского блока ACUM и пророссийской Партии социалистов было посвящено демонтажу режима Демократической партии и олигарха Влада Плахотнюка. Кадровая перетряска коснулась практически всех государственных структур. Казалось бы, можно только порадоваться за соседей, которым, вероятно, удастся сделать шаг на пути к деолигархизации и построению подлинно демократического общества. А пророссийские симпатии Игоря Додона списать на традиционную молдавскую гибкость, позволяющую маленькому государству лавировать между крупными геополитическими игроками и получать преференции от каждого из них. Вот и сейчас, пока Еврокомиссия возобновляет бюджетную помощь для Молдовы, выделив стране

14,5 млн евро, Игорь Додон ведет в Москве переговоры о снижении цены на российский газ.

И все же, почему не оставляет ощущение тревоги в связи с происходящим в Молдове?

Прежде всего, настораживает роль России. Когда олигархический и клептократический российский режим вдруг проявляет заботу о «деолигархизации» других государств, тем более тех, которые он стремится вернуть в сферу своего влияния, это, по меньшей мере, вызывает подозрение.

Конечно, в истории случались парадоксы, когда Россия делала, на первый взгляд, бескорыстные и широкие жесты. Были такие моменты и в истории молдавского народа. В 1818 г. Александр І одобрил Устав об образовании Бессарабской области. Присоединенная Бессарабия управлялась Верховным советом, делопроизводство велось как на русском, так и на молдавском языках, в общем, некое подобие автономии. Но уже через 10 лет Устав отменили, и поводом к тому стали... коррупция и злоупотребления молдавских бояр. Заметим, что происходило это в николаевской России с ее всевластием бюрократии и мздоимством. А в 1831—1832 гг. в княжествах Молдавия и Валахия графом Павлом Киселевым был введен Органический регламент — по сути, их первая конституция. Но с вполне прагматической целью — обеспечить присутствие России в этих странах, все еще остававшихся вассалами Османской империи.

Это, конечно, глубокая история. Но ее уроки весьма поучительны. Посему обольщаться на счет российского бескорыстия в деле «деолигархизации» Молдовы не стоит. Россия не исчезла из постсоветского пространства, не исчезли ее интересы, не исчезли те, кто претворял эти интересы. Тот же российский вице-премьер Дмитрий Козак, который в 2003 г. был автором идеи превращения Молдовы в «ассиметричную федерацию», и который сыграл немаловажную роль в разрешении политического кризиса 2019 г. Пускай на встречах с молдавскими политиками он и не употреблял слово «федерализация», и не затрагивал проблему приднестровского урегулирования, это не означает, что его роль сводится к заботам о том, чтобы молдавские яблоки и вино своевременно попали на российский рынок.

Тем более что российские пропагандисты уже активно продвигают тезис о том, что Молдова — это та самая идеальная модель, которая бы позволила эффективно взаимодействовать Москве, Вашингтону и Брюсселю на постсоветском пространстве. И пусть даже это не соответствует истине, в действенности российской пропаганды мы уже имели возможность неоднократно убедиться. Это то, к чему стремится Россия — быть участником нового передела если не мира, то хотя бы Восточной Европы. В ее распоряжении гибкий инструментарий для достижения цели.

Кто сказал, что Россия обязательно будет идти напролом, действуя с помощью природного газа и «зеленых человечков»? Почему бы не примерить тогу миротворца, не продемонстрировать готовность способствовать в разрешении политических кризисов? А после Молдовы перейти к Украине.

Есть еще и спор о терминах. «Федерализация» была лозунгом сепаратистов в Украине. И резко негативное восприятие этого термина связано у нас как раз с памятью о событиях 2014-го и российской агрессии. Но там, где не приемлем термин «федерализация», подойдет термин «особый статус».

Гра слів golos.ua

Напомним, в период политического кризиса в Молдове представители Демократической партии обнародовали документ, в котором, по их словам, были отражены предложения Игоря Додона по созданию коалиции между демократами и социалистами. Один из его пунктов гласил: «Стороны предпримут исчерпывающие меры к политическому урегулированию Приднестровского конфликта и мирной реинтеграции в Республику Молдова путем предоставления особого статуса Приднестровью, предусматривающего широкие законодательные и исполнительно-распределительные полномочия органам власти Приднестровья в политической, экономической и социально-культурной сферах при необходимости с введением федеративного устройства Республики Молдова».

Чуть позже на телеканалах, принадлежащих Владу Плахотнюку, было показано видео, где «человек, похожий на Игоря Додона», диктует помощнику Плахотнюка ту самую формулировку о «широких законодательных исполнительно-распределительных полномочиях» и добавляет: «Это Козак мне диктовал, когда я сказал, что мы не можем писать «федерализация». Исполнительно-распределительные полномочия в политической, экономической, социокультурной сфере».

Сейчас Игорь Додон объясняет, что он намеренно ввел в заблуждение лидера Демпартии: «Это предложение Плахотнюка, направленное русским в 2016 году. Федерализация нереальна для Республики Молдова. Цель была в том, чтобы он подписался», — заявил он в одной из телевизионных передач.

Так ли это, было ли предложение по особому статусу одним из шагов в большой игре, сказать сложно. А вот формулировка, продиктованная Козаком, сомнений не вызывает. Она четкая и продуманная. Не хотите федерализации? Получите особый статус с самыми широкими полномочиями. Все это не более чем игра слов.

Не получается сегодня? Что ж, мы готовы подождать. Полгода, год, например, до досрочных выборов, а может и немного дольше.

Самое интересное, что с формально-юридической точки зрения Приднестровье уже имеет особый статус в составе Республики Молдова. Еще в июле 2005 г. был принят закон «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья). Часть 1 статьи 3 этого закона гласит: «В составе Республики Молдова учреждается автономно-территориальное образование с особым правовым статусом — Приднестровье».

Гра слів

Суть закона можно свести к трем ключевым положениям:

— Приднестровье имеет свой парламент и исполнительный орган, свою символику, три официальных языка — молдавский на основе латинской графики (в Приднестровье используют кириллическую графику, рассматривая латиницу как признак румынизации), русский и украинский. Внешние контакты «в экономической, научно-технической, гуманитарной областях» в порядке, предусмотренном законодательством Республики Молдова;

— суды, органы прокуратуры, Управление Службы информации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и единой системы правоохранительных органов Республики Молдова;

— полномочия Верховного Совета Приднестровья и его исполнительного органа решаются путем переговоров, а разграничение полномочий между органами власти Молдовы и Приднестровья будут обозначены в отдельном законе об особом статусе.

Фактически принятый закон — это не столько урегулирование вопроса, сколько обозначение «красных линий», за которые не намерен переступать Кишинев, и приглашение к переговорам. На которые Тирасполь ответил отказом, мотивируя это тем, что закон был принят без участия приднестровских представителей.

И, тем не менее, закон этот не отменен. Но о нем почему-то не любят вспоминать.

Почему молдавский случай важен для Украины? После президентских и парламентских выборов в стране сложилась качественно новая политическая повестка дня. Руководство страны заявляет о намерении положить конец войне в Донбассе. Даже если предположить, что Москва пойдет на определенные уступки, прекращение огня и разведение сторон, — это всего лишь начальный этап. Гораздо важнее то, на каких условиях нам будут пытаться вернуть Донбасс. Скорее всего, это не будут предложения по федерализации. А вот «особый статус» — вполне. Тем более что он прописан в Минских соглашениях.

Конечно, не исключен и вариант «приднестровизации», т.е. длительного существования сепаратистских анклавов с их последующей трансформацией в «де-факто государства». Но... В отличие от приднестровской ситуации, время будет работать против России. Сумма, в которую обошлось России содержание Приднестровья, неизвестна. Достаточно вспомнить о 6,2 млрд долл., которые эта непризнанная республика должна за потребленный российский газ. Юридически долг висит на Moldovagaz, но он относится к категории спорных. Содержание оккупированных территорий в Донбассе обходится явно дороже. Экономические и социальные проблемы в России накапливаются, поэтому сброс балласта сепаратистских анклавов может повлиять на ситуацию в стране. Однако «сбрасывать» Россия постарается на выгодных для себя условиях, чтобы оставить и Украину, и Молдову под своим контролем. И время поджимает. Поэтому как украинским, так и молдавским политикам рано успокаиваться.

Артем Филипенко

Источник


Комментарии

Нет комментариев
Контрольный код: *
 
 
введите, пожалуйста, буквы, которое вы видите слева
Ваше имя: *   Ваш e-mail:
Комментарий: *
Поиск:
расширенный

Руслан Весел
Народні санкції. Як протидіяти міжнародному бізнесу на крові
Як допомогти владі очищати країну від підприємств, що не можуть розпрощатися з РФ

388 обʼєктів культурної спадщини зруйновано, кількість збільшується кожного дня: Український інститут розповість про кожний об'єкт у проєкті «Листівки з України»
Український Інститут за підтримки USAID запускає міжнародну кампанію «Листівки з України» / «Postcards from Ukraine», яка покаже світові зруйновані історичні та культурні памʼятки України. Вона розповість про завдану шкоду українській культурі російськими окупантами внаслідок бомбардувань та обстрілів під час повномасштабної війни, яку Росія розпочала проти України 24 лютого 2022 року.

Последние новости:
09:28 05.07.2022
09:16 05.07.2022
08:54 05.07.2022
18:49 04.07.2022
17:29 04.07.2022


© 2005—2022 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье» New
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2022 S&A design team / 0.027