ИА «Контекст Причерноморье»
логин:
пароль:
Последнее видео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курсы валют. Доллар США. Покупка:




РУМЫНИЯ. ОТСТАВКА «ПО ТРЕБОВАНИЮ»
18:52 / 06.02.2020
РУМЫНИЯ. ОТСТАВКА «ПО ТРЕБОВАНИЮ»

Станет ли уход правительства Орбана прологом к политическим изменениям в Румынии?
Спустя всего три месяца после начала работы либеральное правительство Людовика Орбана ушло в отставку.

Причиной стал вотум недоверия, инициированный Социал-демократической партией. Поводом — намерение правительства взять на себя ответственность за изменение избирательного законодательства: национал-либералы намеревались ввести выборы мэров населенных пунктов в два тура.

Процедура принятия правительством ответственности позволяет утверждать тот или иной закон в обход парламента с одним существенным ограничением — если в трехдневный срок не будет поставлен вопрос о доверии кабинету, законопроект автоматически считается принятым. Если же парламент не поддержит правительство, последнее уходит в отставку. Чаще всего резолюцию о вотуме недоверия выносит оппозиция, но возможны и другие варианты. К примеру, правительство Майи Санду в Молдове в прошлом году было отправлено в отставку бывшими партнерами по коалиции — социалистами — после того, как приняло на себя ответственность об изменении процедуры назначения Генпрокурора.

В общем, процедура содержит как преимущества, так и существенные риски. Однако в случае с правительством Орбана риск был не только оправданным, но и преднамеренным.

Начнем с того, что за три месяца пребывания у власти правительство неоднократно брало на себя ответственность за принятие тех или иных решений, в том числе и за утверждение государственного бюджета (впервые в истории Румынии). Тогда премьер-министр Орбан сослался на нехватку времени. Левая оппозиция не стала подавать резолюцию о вотуме недоверия. И вот новый шаг. Казалось бы — в чем смысл риска?

Разгадка проста, но необходим небольшой исторический экскурс. Правительство национал-либералов было утверждено парламентом в ноябре 2019 года после того, как в отставку отправили социал-демократическое правительство Виорики Дэнчилэ, которое пришло к власти после парламентских выборов в декабре 2016 года, набрав 44%. Тогда национал-либералы взяли всего 20%. На протяжении почти трех лет социал-демократы (PSD) правили в коалиции с Альянсом либералов и демократов (ALDE). Однако усердие, с которым PSD стремились оградить своих лидеров от ответственности за коррупцию, в конечном итоге, привело к падению их рейтинга. Что продемонстрировали и результаты выборов в Европарламент в мае прошлого года.

После выхода ALDE из коалиции правительство потеряло поддержку большинства. 10 октября 2019 года парламент Румынии вынес вотум недоверия. 4 ноября парламент утвердил правительство 240 голосами. Однако это правительство не стало коалиционным — в него не вошли представители других партий, голосовавших за отстранение от власти социал-демократов, например, Союза спасения Румынии (USR).

С одной стороны, положение национал-либерального правительства, опиравшегося на ситуативное большинство, было довольно шатким. С другой, — на президентских выборах в ноябре прошлого года действующий президент Клаус Йоханнис, которого поддерживали национал-либералы, победил экс-премьера Виорику Дэнчилэ с двукратным перевесом. Тем самым довершив разгром социал-демократов.

Однако победа была не полной. Социал-демократы по-прежнему остаются крупнейшей фракцией парламента, к тому же еще и оппозиционной. Остался один серьезный шаг — завоевать парламентское большинство.

По данным социологического опроса, национал-либералы сейчас имеют рейтинг более 47%, в то время как социал-демократы могут набрать лишь 20%. Но очередные парламентские выборы должны состояться в конце 2020-го или начале 2021 года. Срок слишком долгий. В условиях неустойчивости правительства при нынешнем раскладе не исключено возвращение социал-демократов к власти.

В начале января Орбан после длинного разговора с президентом Йоханнисом заявил, что они решили начать процедуру проведения досрочных парламентских выборов. Это решение премьер-министр объяснил тем, что румыны больше не хотят пребывания у власти Социал-демократической партии. Единственный выход в этой ситуации — организовать досрочные парламентские выборы как можно ближе к местным, которые должны состояться в мае. Была создана рабочая группа для переговоров с партиями, чтобы получить их поддержку по процедуре проведения внеочередных выборов.

Похоже, в итоге избрали рискованный, но более простой вариант — спровоцировать отставку правительства, которая в свою очередь может повлечь роспуск парламента.

Инициатива национал-либералов по выборам мэров в два тура направлена прежде всего против власти социал-демократов на местах. Фактически PSD оказалась перед выбором без выбора: пропустить эту инициативу значит увеличить шансы проигрыша на местных выборах, добиться отставки правительства — поставить вопрос о досрочных выборах, что тоже выгодно национал-либералам.

Выбрали второй вариант. Тем более что был и формальный повод — изменения в избирательное законодательство могут вноситься не позже, чем за год до даты выборов. Нашлись и союзники: против правительственной инициативы выступили либерал-демократы, Демократический союз венгров и Партия народного движения, которые ранее поддержали кабинет Орбана.

Национал-либералы, по сути, сыграли гамбит, пожертвовав инициативой о выборах мэров в два тура в обмен на возможность провести досрочные выборы с вероятной победой.

Примечательно, что за день до голосования по вотуму доверия, либеральное правительство приняло ордонанс, вносящий важные изменения в организацию парламентских выборов и облегчающий победу национал-либералам. Одним из наиболее важных изменений является сокращение срока объявления выборов с 90 до 50 дней, хотя Конституция предусматривает трехмесячный период для организации выборов. Другое изменение позволяет людям голосовать на любом участке страны, а не только там, где они зарегистрированы.

Еще два изменения нацелены на диаспору, которая, заметим, оппозиционно настроена по отношению к социал-демократам. У румын за рубежом будет три дня для голосования на парламентских выборах (аналогично президентским выборам в ноябре 2019 года), в отличие от парламентских выборов в декабре 2016 года, когда на это отводился всего один день. Более того, правительство удвоило число депутатов, которые будут представлять румын за рубежом в следующем парламенте.

Теперь президент должен начать консультации с фракциями о формировании нового правительства. Если они будут безуспешными, то досрочные выборы вполне вероятны. Судя по настроению Клауса Йоханниса, он, скорее всего, не будет усердствовать с формированием нового кабинета.

Артем Филипенко

политический эксперт, заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона Национального института стратегических исследований

Источник


Комментарии

Нет комментариев
Контрольный код: *
 
 
введите, пожалуйста, буквы, которое вы видите слева
Ваше имя: *   Ваш e-mail:
Комментарий: *
Поиск:
расширенный

Артём Филипенко
YANKEE, WELCOME! КАК ВЫВОД АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК ИЗ ГЕРМАНИИ УСИЛИТ ЮЖНЫЙ ФЛАНГ НАТО
Постепенно и последовательно Соединенные Штаты увеличивают свое присутствие в Черноморском регионе. Это крайне важный момент для Украины, ведь усиление присутствия НАТО и США – один из факторов, косвенно влияющих на безопасность страны

XXI Всеукраїнський форум «Українська книга на Одещині»
На виконання обласної комплексної програми «Культура Одещини 2020-2022 роки» 6-9 серпня 2020 року під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за підтримки Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги та Української бібліотечної асоціації проводять XXI Всеукраїнський форум «Українська книга на Одещині».

 

Последние новости:
17:34 07.08.2020
17:27 07.08.2020
17:03 07.08.2020
16:55 07.08.2020
16:22 07.08.2020


© 2005—2020 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье» New
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2020 S&A design team / 0.047