24 июля через украинский глубоководный судовой ход «Дунай—Черное море» с даты возобновления судоходства — апреля 2007 года прошло полуторатысячное судно. Сухогруз «Аврорас» (Мальтийский флаг) проследовал из Измаила, где стоял на ремонте в доке Измаильского СРЗ, на выход в Черное море через гирло Быстрое. Длина судна — 99,8 м, осадка — 4 м. Проводку судна осуществлял один из опытнейших лоцманов Степан Карпенко.
По словам заместителя начальника Одесского регионального управления ГП «Дельта-лоцман» Василия Прокопенко, после прохода «Аврораса» проследуют суда под флагами Мальты, Грузии и Сан-Винсента.
Из 1500 судов, прошедших каналом, около 62% — под украинским флагом, остальные – под иностранным (более 22 стран).
«Это та часть, которая переориентировалась с Сулинского канала на украинский ГСХ. Ведь для судовладельцев главным критерием, кроме безопасности, является еще условия прохода и тарифы. Если мы в тарифах выигрываем (а мы в них выигрываем и значительно), то идет переориентация. Конечно, мы еще не можем конкурировать на полную с Сулинским каналом по глубинам – он строился 150 лет, а мы еще в стадии становления. Проходные осадки там 7 м, а у нас на сегодняшний день только 4,80 м, но задача стоит к середине осени выйти на глубины, так называемого, первого этапа – это должна быть проходная осадка 5,85 м», – рассказал В. Прокопенко
Воля Президента и Правительства для завершения реализации проекта есть
«Для завершения работ на первом этапе прилагаются все необходимые усилия.
Сегодня над решением этой задачи работают 3 земкаравана. Работают на самом сложном, морском участке, занимаясь его дноуглублением. Задействованы два отечественных земкаравана, которые принадлежат ГП «Устьдунайводпуть», и один земкараван под российским флагом.
Сейчас главная задача — завершить строительство морской защитной дамбы, чтобы предотвратить заносимость морского участка. Проведен тендер, результат которого будет объявлен в конце июля, и до конца года работы по дамбе будут осуществлены.
Румыны боятся конкуренции, и небезосновательно
«В своем последнем интервью Министр иностранных дел Румынии, который недавно был с визитом в Украине, заявил, что особых нерешаемых проблем по этому вопросу с украинской стороной нет. Это очень хороший посыл, потому что до сих пор под любым предлогом на Украину шло давление для того, чтобы приостановить реализацию проекта. Роль играют чисто экономические факторы, потому что мы вступаем в конкуренцию с нашим соседом, который последние 18-20 лет как монополист полностью владел судоходной обстановкой на нижнем Дунае, и, естественно, не хочет свое положение терять», – рассказал замначальника Одесского управления государственного предприятия «Дельта-лоцман».
Уже сейчас можно говорить, что наш канал намного выигрывает в безопасности и в экономичности у румынского. Ширина фарватера значительная. Возможно двухстороннее движение. Оборудован отечественными системами безопасности, позволяющими работать круглые сутки.
«Когда мы только мы запускали наш канал, у румын тарифы были в среднем 1 доллар 40 центов за кубический модуль судна. Мы же установили всего лишь 14 центов. И уже в прошлом году они были вынуждены снизить тарифы на 50%.
По количеству судопроходов за последние пять месяцев мы идем, как говорится, нога в ногу. Если по Сулине проходит примерно 100-110 судов в месяц, то и мы уже на этот уровень вышли», – сообщил В. Прокопенко.
Экологический аспект ГСХ «Дунай – Черное море»
В 2002-2004 г.г. были выполнены работы по оценке влияния ГСХ Дунай — Черное море на украинском участке дельты Дуная в составе ТЕО, рабочего проекта по 1 этапу и рабочего проекта на полное развитие (2006г.).
Анализ выполненных материалов и научных оценок документации со стороны специализированных научных организаций и ведущих специалистов засвидетельствовал, что не ожидается никакого существенного влияния на территорию смежного государства (Румыния), а вероятное влияние на территорию самой Украины, в частности, на условия функционирования Дунайского биосферного заповедника, полностью приемлемы и могут быть компенсированы.
Выбор трассы ГСХ, которая предусматривает выход из Килийского рукава в Черное море по рукавам Старостамбульский, Быстрый, был сделан на основании сравнения более чем 10 вариантов, исследованных на уровне ТЕО и проектного предложения. Рассмотренные варианты охватывали все практическивозможные способы обеспечения судоходства в украинской части дельты Дуная. С учетом объемов капитальных работ и последствий влияния на окружающую среду, рассматривались основные варианты использования как существующих рукавов, так и искусственных судоходных каналов.
Из всех рукавов, по которым возможна прокладка ГСХ, рукав Быстрый является наиболее приемлемым по комплексу технико-экономических и экологических критериев. Его ширина, незначительная извилистость русла, а, главное, большая глубина позволили открыть ГСХ без проведения в рукаве дноуглубительных работ. На этапе полного развития ГСХ предусмотрен незначительный объем выемки в рукаве.
На всех этапах обеспечивалось надлежащее информирование румынской и других заинтересованных сторон.
Оценка влияния на окружающую среду относительно проекта по первому этапу была представлена на рассмотрение международного сообщества, национальных научных и общественных организаций. Разработчиком, Украинским научно-исследовательским институтом экологических проблем, не было получено любых научно обоснованных замечаний.