|
«Золотые скрипки Одессы». Эпоха возрождения скрипичной легенды
11:53 / 31.10.2018
Не хочу даже говорить такие напыщенные и высокопарные слова, как, дескать, отгремел Четвёртый Международный Фестиваль «Золотые скрипки Одессы. Дети царя Давида». Разве можно с таким откровенно-кричащим пафосом ставить затем рядом со словами о самом фестивале, такие тонкие и хрупкие музыкальные термины, как Cappricciozo, Dolce, Pianissimo, Staccato, Picciccatto и многими другими обозначениями музыкальной палитры? Пафосная речь, даже сказанная про себя, по-моему, может грубо «ухнуть» здесь мало желанным Fortissimo по ушам, как скрежет ржававого железа в ночной тишине. Четвёртый Международный фестиваль «Золотые скрипки Одессы. Дети царя Давида» состоялся, но не прошёл, как рядовое праздничное событие. Флёр его задумки — возродить интерес в городской среде к скрипичной музыке, её лучшим мировым классическим образцам, к умению каждого, как в былые времена, маленького одессита или одесситки, играть на скрипке-восьмушке, к желанию их родителей непременно отдать ребёнка учиться в музыкальную школу и купить этот дивный инструмент, скрипку, более других способный подражать человеческому голосу, будет долго будоражить умы и души всех, кто приехал-уехал-выступил и всех, кто остался и ждёт следующего, Пятого. Это возрождение стремления к массовому, но и одновременно, элитарному искусству задумал и подарил одесситам заслуженный журналист Украины, музыкант, в прошлом — заведующий отделом струнных инструментов в школе им. П.Столярского, создатель и бессменный руководитель ТРК «Новая Одесса», «Медиа-Информ» Игорь Николаевич Покровский. Корр.:Сам фестиваль показал, сколько красоты музыкальной, интеллектуальной, если хотите, исторической, связано с музыкой и не только скрипичной. Когда Вы решили создать этот фестиваль о чём думалось, мечталось, что виделось? Когда я ещё работал в Специализированной музыкальной школе им. П.Столярского, уже в то время начался экономический спад, связанный с перестройкой, полуперестройкой. Увы, стало ощущаться и падение интереса к музыке. Кризис вскоре неминул дать о себе знать. Вот , когда я там учился, то каждый класс мог претендовать на выпуск одного-двух скрипачей, которые смело могли выходить на любую зарубежную сцену, в качестве концертирующего солиста. Многие затем уезжали в Москву. Но вот Давид Ойстрах всегда особо симпатизировал родному городу и даже содействовал поступлению молодых талантов в вузы. Были даже некие квоты «на принятие» одного из Украины, одного абитуриента из , к примеру, Азербайджана и т.д. Одесситы всегда превышали любые квоты на поступления в Московскую консерваторию или аспирантуру. Так «зазвучали» имена Александра Винницкого, Михаила Ваймана, Доры Шварцбрах, Полины Козляцкой и других. Но в 2000-х из школы им. Столярского уже выходили единицы, а «не пачками» , как раньше. Для меня это было грустно. Я понимал, что скрипка — это инструмент, который в Одессе имеет особое значение, некую генетическую привязанность и подоплёку. Одесса, уж не знаю с чем это связано, толи с воздухом, толи с солнцем, всегда рождала людей, которые приспособлены к скрипке. Вот рождался ребёнок в обычной семье, в 5-6 лет брал скрипочку в ручёнки, первое время скрипел, пищал, мучал уши соседей и души родителей. а затем вдруг начинал играть. И все вокруг понимали, что это музыка. а ребёнок талантлив. И ребёнок начинал очень быстро развиваться... К сожалению, в момент смены строя, власти, кризиса поле для таких талантов исчезло. Уехали или ушли в иной мир педагоги, исчез тотальный интерес, я бы сказал, социальная платформа. Скрипка ведь инструмент, который даёт специальность. Если в детстве — «это пошло», то жизненный путь определён и продуктивен. Примеров тому масса. Вот на Четвёртый фестиваль приехал Алик Трегер, из города Бендеры, воспитанник моего соученика Семёна Абрамовича, который сейчас уже ушёл на пенсию, но многие годы играл в Великобритании в Королевском симфоническом оркестре, а когда уже эмигрировал в Израиль, то сразу получил там место, стал сразу обеспеченным человеком. Т.Е., специальность давала возможность не просто жить, а жить благополучно. А между тем, в Одессе, где рождались и я уверен, продолжают рождаться таланты, пропал интерес к такой перспективной специальности на начальном этапе этого трудоёмкого, согласен, и затратного пути. И вот я решил возродить этот интерес. Четыре года назад состоялся первый фестиваль. В следующем году будет уже Пятый, маленький юбилей. Чтобы прошёл первый форум я ходил по разным кабинетам и начальникам, мэрам. Мне не отказывали, говорили ДА и на этом всё завершалось. Я прекрасно понимал, что разговарию с людьми, которых это совершенно не волнует. И, пожалуй, первый человек, который этим неожиданно заинтересовался, оказался Павел Вугельман, вице-мэр Одессы. Не знаю с чем это связано. Может быть он сам когда-то играл на скрипке или кто-то из его родных или он просто музыку любит. Но благодаря его содействию фестиваль нашёл поддержку. В конце концов, все говорят о том, как мы стремимся в Европу. Но ведь наши скрипачи уже давно «бесчинствуют» и на европейских сценах, и за океаном, и на Ближнем Востоке, и в странах Персидского Залива. Они и гастролируют, и создают собственные скрипичные школы, и устраивают фестивали. А это одесситы! Так что участие мэрии в организации и проведении «Золотых скрипок Одессы», как нельзя более логично и перманентно актуально. После обращения к Павлу Вугельману, как говорится, понеслось: каждый фестиваль имел свою идею — концепцию, своё название. (Справка:Первый фестиваль имел название «Золотые скрипки Одессы. Отцы и дети» , Второй- «Золотые скрипки Одессы. Начало», — Третий- «Золотые скрики Одессы. Призрак скрипки в Опере», Четвёртый — «Золотые скрипки Одессы. Дети царя Давида»). Тематика была определённая и идея существовала. Чтобы заинтриговать именно одесскими площадками и духом города и его значением в мировой скрипичной элите. А это единственный город, который может похвастаться «производством» скрипачей. Такого второго города нет в мире. И я считаю, что за это время мне удалось сдвинуть этот «поезд, стоящий на запасных путях» с мёртвой точки. И появился фестиваль, который стал международным и престижным. Ибо, когда я позвонил тому же Алику Трегеру и Олегу Крысе с предложением приехать и выступить и, если они согласны, уже обсудить программу, я ни от них, ни, практически, ещё от кого не услышал вопрос А сколько?» Такого вопроса просто нет. Более того они и сами со смехом говорят: Ясно, мы ничего не получим.... Но каждому было престижно играть в Оперном, с симфоническим оркестром в Филармонии с мыслью о том, что этот город — родина великих скрипачей. Это всегда было престижно, но не было так сконцентрировано и организовано. Всё было больше на бумаге — мы праздновали юбилеи Ойстраха и Лизы Гилельс и остальных, кого можно перечислять до утра. Но не более того. Теперь предметно создано то поле, на котором они росли, это тот город, в котором они родились и, где впервые зазвучали их скрипки. Корр.: Игорь Николаевич, по сути Вы создали уникальный культурный простор и площадку для инвестиций в культуру? И.П. Нет, я бы это уникальным не назвал. В последнее время почти все международные музыкальные фестивали стали отличным средством коммуникации: коммуникации между бизнесои и.....бизнесом, политиками, дипломатами, людьми из искусства, между городами, областями, странами и целыми егионами на различных континентах.... Корр.: Но, в любом случаи есть то, в данном контексте музыка, что никто не может затронуть, обойти, проигнорировать, даже, если б было сильное желание... И.П. Да , в этом смысле музыкальные фестивали — не преувеличим — «Острова Свободы и Надежды». В Европе и Америке самые престижные фестивали проходят в небольших городах. Ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне, ни в Париже. Конечно, во-первых, небольшой город может позволить себе принять локально большое количество людей, если у него есть своя инфраструктура. Это привлекает, во-вторых, туристов. Ну кто бы знал этот Давос, хотя он и в Швейцарских Альпах, где всего 3 тыс. жителей, если бы не экономический форум с верхушки политического истеблишмента? А Одессу сам Бог создал для того, чтобы проводить такие мероприятия. Их не должно быть много, т.к. они очень объёмные и люди должны иметь возможность посетить все мероприятия, запланированные тем или иным фестивалем. Как говорится, нет проблем, если это фетивали еды и хенд-мейда. Но культурные — совсем другое дело. На Четвёртый Международный Фестиваль «Золотые скрипки Одессы. Дети царя Давида» приехало очень много гостей из зарубежа. Гостиницы были заняты туристами из Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, США, Канады и т.д. Это были не музыканты, но повидавшие немало таких культурных событий. Они были в восхищении и от организации, и от участников, и от музыки. Вспомните только open air в Горсаду, когда сидело, стояло только у ротонды более 2 тыс. человек, все кафе были заполнены... Корр.:Посетители кафе и ресторанов сидели очень тихо и, по-моему, слушали. Не было слышно даже разговоров. ни то, чтобы чоканья бокалов, а ведь народ южный, темпераментный... И.П. Событие стало привлекать множество туристов, которые приезжают сюда на 5-6- дней. Я далёк от мысли, что Одесса при этом сразу экономически расцвела. Но при этом всём, — это средство коммуникации, а затем «цыганская почта», сарафанное радио, как хотите, так и называйте безотказно делают своё дело. Я надеюсь, что этот фестиваль будет развиваться. Не хочу устраивать какие- то конкурсы, их и так много. Вот в рамках фестиваля — с удовольствием. Я бы устроил тут конкурс скрипичных мастеров, их очень сейчас много. Сейчас такой скрипичный бум в мире, можно сказать, дух Страдивари, великого создателя скрипок, бродит по миру. Следующий фестиваль я так и назову «Золотые скрипки Одессы. Скрипичный бум». И Одесса оказалась, если ни в центре, то, точно не скраю и стала одной из таких точек в мире. И раз уж мы получили статус Международного фестиваля, когда приезжают сюда лучшие скрипачи мира, я хочу, чтобы это было площадкой и для молодых скрипачей, для появления новых имён. Я также очень надеюсь, что здесь появятся и первые скрипачи мира. Многие из них уже люди пожилые, поэтому дай Бог им здоровья! В следующем году будет 100-летие Елизаветы Гилельс. В рамках «Золотых скрипок.... будет концерт её памяти и, конечно же, гала-концерт. Я сейчас не буду называть имён всех тех, кого хочу пригласить на Пятый фестиваль, но, поверьте, они на слуху в музыкальном мире. Корр.: У Вас есть возможность на протяжении всего года показывать по ТВ-каналу «Медиа-Информ» все выступления участников фестиваля. По себе могу сказать, когда слышишь этот «плач или смех скрипки», а музыканты творят чудеса с инструментом, замираешь, присаживаешься и хочешь слушать бесконечно. Вы не думаете создать собственный телеканал культура? Одесса ведь уникальна своей культурной средой и такой канал уж точно не станет исключительно региональным? И.П. Мне прислали договор с российского ТВ-канала «Культура» для размещения там трансляции «Золотых скрипок.... Я отказался и думаю, что всем понятно почему. К сожалению, тот канал «Культура», который существует в Украине даже не интересовался нашим фестивалем. А меня, в свою очередь, не слишком интересовал этот канал, потому что к культуре, в лучшем понимании этого значения, он не имеет отношения. Местный телеканал такой направленности — не реален. Это слишком затратно, он может быть только дотационным от начала и до конца. И так полно дотационных кнаналов, но они работают в определённом ключе и под конкретную ситуацию. Возможно, более осуществимо создание телеканала классической музыки. Но он нужен был бы не только Одессе, но и всей Украине. Сегодня, какой бы канал мы бы ни включили видим сплошной негатив, ужасающие новости. Если где-то в Перу упал автобус с местными жителями, — мы здесь уже об этом узнаем через 5 минут, а новостях по всем каналам это идёт в течение всего дня. Если у нас, какие-либо зловещие события в рубрике «Бытовуха», скажем, сидели — ели — пили- поножовщина, — конечно, трагично, но явно не топ-тема. А это делают искусственно, чуть ли ни главным событием информационных программ, нисколько не заботясь о последствиях массового психологического воздействия. А политика? У нас нет ни одного человека, который бы отказался сам от своей должности, хотя бы в силу порядочности. А человек обязан ведь обладать таким уровнем культуры, чтобы остаться самим собой и заниматься тем, что умеет, и что у него получается, по-настоящему. У нас в итоге, такой горе-руководитель в лучшем случаи идёт на больничный, а затем бежит, а в худшем случаи должен сидеть...... Корр.: Так что музыкальные фестивали, вообще и Ваш, в частности, это стремление, хотя бы косвенно исправить это мир? И.П. Люди, которые приехали на Четвёртый фестиваль, уже не те, которые приезжали на Первый, так сказать, посмотреть, вспомнить и понастольгировать. Сейчас приехали те, кто воспринимает Одессу, как музыкальную скрипичную Мекку. Вот это очень приятно, это главное и я понял это из общения с ними. А для меня самым важным является то, чтобы фестиваль «Золотые скрипки Одессы» существовал и развивался, как можно дольше и лучше, много, много лет... Беседовала Ольга Шубина. |
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці
3 квітня 2024 року в головному читальному залі Одеської національної наукової бібліотеки відбулося відкриття персональної виставки картин художника, члена НСХУ Володимира Василенка «Палітра рідного міста». Володимир Сергійович – учасник багатьох всеукраїнських та регіональних виставок. Роботи митця знаходяться в приватних колекціях України та зарубіжжя.
Одне з провідних українських виноробних підприємств SHABO провело серію дегустацій, присвячену 20-річчю компанії.
У період війни, коли багато людей втратили свої сталі засоби існування, вистава «Ось Таке Мистецтво» дала простір надії на новий початок. Вистава відбулася в Одесі 22 березня 2024 року.
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.015 |