![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
НА ПУТИ В ЕВРОПУ: ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ ОДЕССЫ ЖДУТ КАРДИНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
09.02.2018 / Газета: Время Ч / № 4(807) / Тираж: 15200
На прошлой неделе Одесса сделала последний шаг к внедрению европейской практики оплаты проезда в городских трамваях и троллейбусах — системы «Электронный билет». В результате тендера была определена компания-победитель, которая уже в ближайшее время кардинально изменит сферу оплаты за проезд в общественном транспорте — это то, с чем столкнется каждый одессит. ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЛЕТ Первые шаги в этом направлении были предприняты сразу после того, как у руля города в 2014 году стала новая мэрская команда. Несколько лет расчетов, экономических обоснований, учета пожеланий специалистов — и в марте 2017 года депутаты на очередной сессии горсовета утверждают проект решения «О внед-рении автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования». За проект решения проголосовали все 59 депутатов, присутствовавших в сессионном зале. Заметим, что и соратники, и оппоненты мэра продемонстрировали довольно редкое единодушие, что в очередной раз доказывает, насколько проект важен для города. Процесс внедрения этого ноу-хау в жизнь немного затянулся из-за Верховной Рады. Несмотря на то, что оплата проезда карточкой является давней практикой в странах Европы, лишь полтора года назад транспортная реформа докатилась до нашей страны — поддержав инициативу мэров городов, парламент принял законопроект «О регламентировании внедрения автоматизированных систем оплаты проезда в городском общественном транспорте». В частности, законом предусмотрено, что именно органы местного самоуправления должны устанавливать систему учета оплаты и порядок ее функционирования. Как отметил Геннадий Труханов, предложенный мэрией новый проект интересней аналогичных проектов в других городах. Особо отмечается, что автоматизированная система учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте не будет финансироваться за счет кредитов из украинских или международных банков. УБРАТЬ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» В целом, для чего это делается, тоже всем понятно. Мы живем не в идеальном мире, и пресловутый «человеческий фактор» в сфере перевозок играет заметную роль. Всем понятно, что часть средств, полученных от пассажиров в качестве оплаты за проезд, до бюджета города не доходит, «оседая» в карманах контролеров либо водителей. Поэтому внедрение европейской системы оплаты за проезд раз и навсегда уберет эту проблему — ни контролер, ни водители просто не будут соприкасаться с «живыми» деньгами. СНОВА «ГЕРЦ» В ноябре ушедшего года одесские власти объявили тендер по отбору инвестора для внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском транспорте «Электронный билет». По слова главы городского департамента экономического развития Сергея Тетюхина, изначально рассматривались три способа внедрения данной системы: за счет город-ского бюджета, за счет кредитных средств и за счет средств инвестора. Если использовать средства городского бюджета, как, например в Киеве и Харькове, то внедрение системы электронных билетов обошлось бы в пределах 200-400 млн. гривень. Во втором случае предполагалось взять кредит у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В этом случае нагрузка на бюджет города составит 13,5 млн. евро в течение 10 лет (более 420 млн. грн.). В итоге, по мнению городских властей, оптимальным вариантом стал поиск частного инвестора, который вложит около 250 млн. грн. Участники конкурса должны были учитывать наличие у коммунального предприятия «Одесгорэлектротранс» долговых обязательств перед Европейским банком реконструкции и развития. Также, согласно условиям конкурса, компания-инвестор должна будет взять на себя все расходы по закупке оборудования, разработке программного обеспечения, внед-рению и сопровождению системы. В свою очередь, она будет получать около 10% от средств, получаемых в качестве оплаты проезда. В итоге победитель конкурса на оператора перевозок общественного транспорта был определен на прошлой неделе, 30 января. Им стало предприятие «Одесская городская карта», входящее в компанию ГЕРЦ. Решение об утверждении именно этой структуры поддержали пять членов специальной комиссии, двое воздержались. Впрочем, отмечается, что в концепции развития электротранспорта, утвержденной Одесским горсоветом, и планом, представленным компанией-победителем, есть нестыковки. Согласно первоначальной концепции, оператора перевозок выбирали на 10 лет, после чего должен состояться новый конкурс. Однако в документах конкурсной комиссии указан уже 15-летний срок. Представитель инвестора Александр Малин (к слову, бывший вице-губернатор Одесщины, а позднее даже замминистра инфраструктуры) заявил, что полностью реализовать проект за 10 лет невозможно, на это уйдет минимум 12 лет. Он также отметил, что затраты окупятся в течение пяти лет. «Одесская городская карта» планирует внедрить электронный билет в трамваях и троллейбусах до конца 2019 года. ПРИНЦИП РАБОТЫ В отличие от обычных систем, когда средства накапливаются и потом списываются единоразово в адрес поставщика услуг, разработанная в Одессе система позволяет непосредственно проводить средства на установленный счет. Это происходит путем считывания информации с электронного носителя (пластиковые карты, браслеты, брелки со встроенным чипом) или с помощью одноразового QR-кода на бумажном носителе. Вся информация об оплате остается в памяти системы. Контролер, поднеся электронный билет к контролирующему устройству, сможет проверить оплату проезда. Также система позволяет вести учет общего пассажиропотока и пассажиров льготной категории. Данная статистика позволит получить полный контроль над поступаемыми платежами за проезд, эффективно планировать маршруты и графики пассажирских перевозок и позволит определять конкретную сумму компенсации из город-ского бюджета льготного проезда. Для пассажира схема оплаты за проезд будет выглядеть достаточно просто: покупка одноразового билета с QR-кодом либо многоразовой карточки с возможностью ее постоянного пополнения. При входе в транспорт электронный билет подносится к специальному устройству — валидатору. Звуковой сигнал оповестит о списанных средствах. Если автоматический счетчик пассажиров оповестит о значительном превышении пассажиров, находящихся в транспорте, по сравнению с поступившими платежами, на линию выйдут контролеры. Особо отмечается, что для пенсионеров и льготников ничего не изменится — они по-прежнему будут ездить в одесском городском транспорте бесплатно. НОВОЕ КАЧЕСТВО «Говоря о новом качестве услуг, мы должны организовать соответствующие условия. Тогда пассажиры сами будут выбирать городской электротранспорт. Потому, что в нем будет не только ком-фортно и безопасно ехать, но и можно будет контролировать время нахождения в пути. Мы работаем над созданием единой диспетчерской и внедрением электронного билета. Я считаю, что очень важно сегодня подчеркнуть то, что мы стремимся вывести деньги «из тени», максимально ограничим человеческий фактор участия в сборе денег за транспорт. Кроме того, транспорт будет двигаться четко по графику, а электронный билет создаст дополнительный комфорт пассажирам», — подчеркнул мэр Одессы Геннадий Труханов. По его словам, оптимизация маршрутной сети и повышение качества перевозок в электротранспорте Одессы также входят в ближайшие планы городской власти. Кроме реализации проекта «Электронный билет», это и обновление транспортного парка, и оснащение всех транспортных средств системой GPS-навигации. Предполагается, что уже в течение 2018 года 100% трамваев и троллейбусов будут оборудованы средствами навигации. Автор: Андрей ШОРОХОВ
|
Пошук:
![]() Вікторія Марченко
Забезпечення закладів освіти укриттями в умовах повномасштабної війни — це питання не комфорту, а елементарної безпеки. Про системні проблеми з укриттями в школах Одеси, управлінську бездіяльність та ризики для дітей розповіла фахівчиня освітнього напрямку громадської організації «За Одесу!» Вікторія Марченко.
![]() 15 грудня о 15:00 в АРТ-просторі за адресою вул. Європейська, 67 відкривається фотовиставка Одеської обласної організації Національної спілки фотохудожників України «Місто світла і тіні».
Останні моніторинги:
00:00 04.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 04.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 04.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 04.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 04.12.2025 / Вечірня Одеса
|
||||||||||||||||
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.021 |