|
Флагман Украины «Гетман Сагайдачный»: четыре года в Одессе
17.10.2018 / Газета: Одесская жизнь / № 41 / Тираж: 15200
Уже четыре года в Одессе базируется флагман военно-морских сил Украины — фрегат «Гетман Сагайдачный». Охраняет морские границы страны и выполняет боевые задачи. Да, это не самый мощный корабль в Черном море. Но сражения выигрываются людьми, и наша команда не раз доказала, что умеет побеждать. История и экипаж у «Сагайдачного» такие, что гордиться ими можно по праву. О прославленном фрегате и о людях, которые связывают с ним свою судьбу, «Одесской жизни» рассказал замкомандира корабля по воспитательной работе, капитан второго ранга Владимир Мамедов. Крым, который был наш… и не наш «Сагайдачный» был включен в состав военно-морских сил Украины в 1993 году. 4 июля на нем впервые был поднят флаг ВМС Украины, и это считается Днем рождения корабля. - В этом году мы отмечали 25-ю годовщину поднятия флага, — рассказывает кавторанг Мамедов. — За это время корабль побывал во множестве стран мира, в любом иностранном порту, в мировом океане — представляя лицо государства. Корабль прошел огромное количество морских миль. В 1996 году он даже совершал трансатлантический переход к берегам Северной Америки. Дважды бывал в Индийском океане. В сентябре 2013-го мы ушли на 6-месячную службу по борьбе с международным пиратством (побережье Сомали, Аденский залив). В марте 2014 года вернулись в Украину. Уходили мы еще из Севастополя. Но пока находились на задании, произошли все эти события, «зеленые человечки» и аннексия Крыма. Мы вынуждены были возвращаться в Одессу. О Севастополе на «Сагайдачном» говорят со смешанными чувствами. Еще до аннексии на десять флагов там приходилось всего три украинских. И ситуация, когда на нашей территории находились значительно превосходящие вооруженные силы другой страны, просто не могла казаться военным морякам нормальной. - Я помню, что у срочников, приезжавших из Киева, было ощущение, что они попали из Украины в другую страну, — вспоминает Мамедов. — Но конфликтов с российскими военными у нас не было. Мы неоднократно участвовали в совместных парадах, учениях, маршировали рядом. И, как сказал контрадмирал Тарасов, это реально был удар в спину... С другой стороны, когда мы выходили в море в 2014 году, многие российские военные выходили на связь и говорили: нам самим очень стыдно, мы все понимаем, но мы военные — и у нас приказ. Гостеприимная одесская гавань В Одессе «Сагайдачный» базируется уже пятый год, и за это время город стал для экипажа родным. Оценивая трезво и сравнивая с Севастополем, находят и плюсы, и минусы. Но уверяют, что положительного все-таки больше. - Главное, что тут более защищенные условия стоянки! — объясняет капитан Мамедов. — В Севастополе мы стояли в худшем месте, которое могло быть. Черноморский флот Украины брал в аренду причалы у флота России. То есть на правах субаренды мы базировались на причале Черноморского флота, проходя на борт через КПП россиян. У нас было самое плохое место — первое. Любая волна, ветер — все мы принимали в свой борт. А значит, когда начинался сезон ветров — с ноября по март — это штормовая готовность, это всем сидеть, и куча мероприятий, чтобы в случае необходимости корабль можно было вывести в море для его сохранения. В Одессе в этом плане намного лучше, бухта защищенная, спокойная. И это только один из множества приятных нюансов. «Здесь не место любителям подзаработать» За время его существования на корабле побывали сотни иностранных делегаций. Корабль является флагманским, здесь происходят многие международные встречи. С одной стороны, это дополнительные нагрузки для экипажа: необходимость постоянно быть в форме и готовыми встретить гостей. С другой — приезжают знаменитости, снимаются телепередачи, и после такой службы на долгие годы будет, что вспомнить. Так как происходит отбор счастливчиков для службы на «Сагайдачном»? - Мы стараемся комплектоваться военнослужащими по контракту, — отвечает замкомандира корабля. — Сейчас, конечно, есть и матросы срочной службы. Даже на контракт мы не берем всех подряд. В обязательном порядке проводим психологическое тестирование кандидатов. Оцениваем уровень физической подготовки. Но главная составляющая отбора — понять истинную причину, почему человек сюда идет. Сейчас подняли денежное содержание военнослужащим, и это хорошо. Но мы не потерпим тех, кто пришел просто подзаработать. Корабль выходит в море, и там каждый раз мы встречаемся с кораблями черноморского флота РФ. До открытого применения оружия пока не доходило. Но это море: ты, противник — и никого на много километров вокруг. Здесь не сдашься, не окопаешься, не спрячешься. Либо ты его — либо он тебя. Выходя в море, человек должен это понимать. К тому же условия службы на флагмане намного жестче. Не каждый военнослужащий выдержит такой режим: постоянные наряды, 80% всего времени проводится на корабле, в длительном отрыве от семьи и постоянной парадной и боевой готовности. Но желающих не убавляется. Списывать нас со счетов рановато! Владимир Мамедов с гордостью говорит о возвращении былого уважения к военным и флоту. В День ВМС Украины, когда «Сагайдачный» стоял на Одесском морвокзале открытым для экскурсий, через корабль прошло больше 5 тысяч человек. - Люди стояли в очереди по 2-3 часа, чтобы попасть на 20-минутную экскурсию! За год через корабль проходит около 8 тысяч человек, в том числе, школьные экскурсии. И когда 12-летние мальчики и девочки, сияя от восторга, просят с тобой сфотографироваться, то понимаешь, что все это не зря, дорогого стоит. И когда матросы сегодня едут в отпуск, они надевают форму. А я такого не помню с конца 90-х. В 2017 году в СМИ появился ряд статей, где журналисты подсчитали, что срок эксплуатации корабля — 25 лет — подходит к концу. На ряд громких заголовков в духе «Украина остается без флагмана!» на «Сагайдачном» отвечают с улыбкой, что слухи об их смерти сильно преувеличены. - Да, чтобы оставаться на плаву и в строю, корабль должен сейчас пройти модернизацию, — соглашается Мамедов. — На данный момент частично это уже происходит — в плане закупки вооружения. А что касается сроков… срок эксплуатации есть и у человека, потому что он — живой организм. А у корабля — живая душа, его душа — экипаж, поэтому пока хорошо следишь за ним, он живет! Автор: Тая Найденко
|
Пошук:
Сергій Токарєв
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.
Останні моніторинги:
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.021 |