ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




Первые в Одессе: «самодымная коляска», «пивная бочка» и удивленные пирамиды
07.11.2018 / Газета: Одесская жизнь / № 45 / Тираж: 15200

Жители Одессы всегда были любопытными и талантливыми, и стоило только появиться каким-то техническим новшествам, они тут же внедряли их у себя. Одними из первых одесситы построили железную дорогу, «закатали» город в асфальт, промчались по улицам на автомобиле, поднялись в небо на воздушном шаре и аэроплане.

Гибрид кареты и велосипеда

В 1891 году изумленные жители Южной Пальмиры увидели, как по улицам в дыму и грохоте промчался первый автомобиль. В то время это чудо техники носило название «самобеглая коляска» и было в городе единственным. Автомобиль, который носил гордое имя «Бенц», привез из Франции редактор и издатель «Одесского листка» Василий Навроцкий. Новинка выглядела забавно и одесситы шутили, что ее «родителями» явно были карета и велосипед. Впрочем, шутки шутками, а такой роскоши не было даже у русского царя Николая II.

Когда Навроцкий впервые решил «выгулять» свой «Бенц» по городским улицам, одесситы подумали, что началось светопреставление. Чудо-машина страшно грохотала и оставляла за собой длинный шлейф черного и невероятно вонючего дыма. Пугая прохожих и лошадей, «Бенц» несся по улицам со страшной скоростью — 25 км в час. А впереди машины бежал мальчишка и, размахивая белым платком, кричал прохожим: «Берегись! Едет автомобиль!». Одесситы с присущим им чувством юмора прозвали чудо техники «самодымной и самогрохкой коляской».

Фотографии делали только в хорошую погоду

В 1839 году в Европе появилась фотография, и одесситы не смогли оставить новшество без внимания. Уже через четыре года после ее изобретения в Одессе можно было сделать дагерротипный портрет, а первым фотографом, открывшим свое ателье, стал художник Филипп Гааз.

Студии оборудовали на верхних этажах зданий, с потолком из стекла. Дело в том, что искусственного освещения было мало, поэтому фотографии делали только в ясную погоду и стеклянный потолок при этом был весьма кстати. Чтобы запечатлеть себя для потомков, приходилось потратить добрую половину дня. Технология изображения была очень сложной, и человеку нужно было долго сидеть неподвижно, не моргая, не разговаривая. Стоили первые фотографии баснословно дорого и позволить себе это удовольствие могли только состоятельные люди. Интересно, что цена портрета зависела не от размера фотографии, а от количества человек, изображенных на ней.

Буквально сразу фотография приобрела сумасшедшую популярность, а фотоателье стали расти как грибы. У многих одесских фотографов была собственная «специализация» — одни занимались семейными и художественными фотографиями, другие снимали для документов проштрафившихся «визитеров» полицейского участка, а третьи фотографировали умерших, если родственники желали сохранить последнее изображение близкого человека.

Одесситы покорили Египет

За два года до того как летчик Михаил Ефимов совершил знаменитый полет на самолете «Фарман», в Одессе открылся первый в стране аэроклуб. Свою деятельность клуб начал с приобретения воздушного шара, который был изготовлен в Париже. Летать на нем первые одесские воздухоплаватели — Сергей Уточкин, Карл Маковецкий и Ван дер Шкруф выучились самостоятельно, и сразу же приняли участие в гонках на монгольфьерах, проходивших в Египте. Одесские спортсмены восемь раз поднимались в воздух, а шар парил на тысячу метров выше пирамид.

Однажды во время гонок произошла авария, которая едва не закончилась трагически, — у Ван дер Шкруфа лопнул шар и спортсмен стал стремительно падать. Однако он сумел взобраться по сетке, и самый сильный удар о землю пришелся на корзину, а сам спортсмен отделался синяками и царапинами. После выступления одесситов газеты писали: «Они были первыми кто своей дерзостью смог удивить пирамиды».

«Паук», циклисты и бициклет

Спортивные клубы стали появляться в городе только в конце XIX века, и одним из первых было общество велосипедистов-любителей. Его устав был принят в 1888 году в зале французского ресторана на углу Воронцовского переулка и Екатерининской площади. За год до этого президент клуба профессор университета Викентий Шерцль лично совершил велопробег из Милана в Прагу на велосипеде, который в народе называли «паук». Переднее колесо у такого велосипеда было полтора метра в диаметре. Вскоре на смену этим «монстрам» пришли более современные велосипеды — бициклеты. Ну, а те, кто занимался велоспортом, получили название «циклисты».

Вскоре по улице Ришельевской, 8, был открыт первый манеж, где циклисты показывали чудеса езды. За Михайловским монастырем они устроили первый в городе велотрек — циклодром, покрытый совершенно новым в то время материалом — асфальтом. Здесь проводили международные соревнования, в которых принимали участие знаменитые одесские спортсмены.

Одесская субмарина

Проект первой подводной лодки в стране был создан на одесском Фонтане Степаном Джевецким. Эта идея родилась у него после боя российского военного корабля «Веста» с турецким броненосцем. Джевецкий показал свои чертежи Гулье Бланшару, владельцу механического завода, однако француз не дал себе труда разобраться в них. Он только окинул чертежи беглым взглядом и дал заключение, что это изобретение вряд ли будет плавать. Информация просочилась «в массы» и город наводнили самые нелепые слухи. Появилась версия, что на заводе Бланшара делают огромную пивную бочку с механическими насосами, которую собираются устанавливать на бульваре во время праздников и народных гуляний.

За четыре месяца Джевецкий с помощью талантливого механика собрал субмарину, а на внутреннюю отделку и механизмы деньги выделил банкир Федор Родоканаки. Все лето 1878 года Джевецкий проводил испытания своего подводного аппарата в Одесской гавани. Субмарина была оборудована велосипедным приводом и могла погружаться на глубину 14 метров, правда, запаса воздуха хватало всего на 20 минут. Изобретатель постоянно совершенствовал свое детище и вскоре подводные аппараты Джевецкого уже использовались в южных портах для обороны и подводных работ.

Автор: Ирина Сорокина

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Американський стартап Toothio – новий напрям інвестицій Roosh Ventures
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.

Сила духу і оптимізм: «Давня Казка» презентує пісню та кліп «Будьмо» про єдність українців
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.

Останні моніторинги:
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.017