ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




Расплата за цивилизацию
13.11.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 128(10681) / Тираж: 10407

О сотруднике лаборатории радиометрии, спектрометрии и измерений ионизирующих излучений Одесского регионального центра метрологии и стандартизации Александре Ивановиче Старише «Вечерняя Одесса» рассказывала год назад («Последний из могикан», 30 ноября 2017 г.). По итогам 2017 года Александр Иванович стал лауреатом редакционного конкурса «Люди дела». Сегодня А. И. Стариш — гость редакции.

Специальность у него — редкая и уникальная: «Дозиметрия и защита». Александр Иванович — дозиметрист-метролог, то есть специалист, который занимается проверкой продуктов питания, продовольственного сырья, объектов окружающей среды, строительных материалов, древесины и пр. на радиационую безопасность. В свое время он стоял у истоков прикладной дозиметрии в Советском Союзе, а сейчас, поскольку в Украине не готовят таких специалистов, А. Стариш, по сути, последний из могикан в профессии, которая, похоже, уходит в небытие, хотя различного вида излучения техногенного и природного характера так или иначе присутствуют в окружающей среде, влияют на наше здоровье, и люди, в первую очередь, государство, должны быть заинтересованы в том, чтобы знать уровень этих излучений и свести степень их вреда к минимуму. Контроль за этим и должны осуществлять специалисты в области измерений ионизирующих излучений.

Собственно, темой разговора нашего гостя с журналистами «Вечерки» как раз и стала недооценка со стороны человека опасности, которую представляет радиация, в каком бы виде она ни была.

Классический пример — Чернобыльская катастрофа, причиной которой стало игнорирование правил работы с ядерным реактором. А. И. Стариш в свое время был одним из авторов создания методик обеспечения метрологического контроля на АЭС (ими до сих пор пользуются на атомных станциях). После аварии на ЧАЭС Александр Иванович в течение двух с половиной лет занимался проверкой систем радиационного контроля на первом, втором и третьем реакторах и заменой старого оборудования на новое, за что был награжден орденом «За мужество». Его знания были очень важны в той экстремальной ситуации.

Что же тогда случилось? А. И. Стариш рассказывает:

— По предложению некоторых сотрудников Института атомной энергии им. Курчатова на Чернобыльской АЭС было решено провести эксперимент. Его суть в том, чтобы определить, сколько электроэнергии вырабатывает реактор после остановки. Дело в том, что при остановке реактора на плановый ремонт его турбины, вращаясь еще в течение 6—8 часов, вырабатывают электроэнергию, которую планировалось направить на нужды станции. Следует сказать, что на действующих станциях, тем более таких мощных, как ЧАЭС, проводить подобные эксперименты запрещено — только на макетах и научно-исследовательских реакторах. Однако была дана команда «начать внештатное испытание работы турбоагрегата в режиме свободного выбега». Реактор был остановлен, его мощность постепенно снижалась и достигла 25 процентов, но тут из диспетчерского центра Единой энергетической системы поступила команда: ввиду дефицита электроэнергии из-за остановки двух энергоблоков на Южноукраинской и Запорожской АЭС увеличить мощность Чернобыльской станции.

Конструкция реактора не предусматривала систему защиты, которая в экстремальных ситуациях срабатывала бы автоматически. Стержни защиты вводились оператором вручную. Так вот, оператор, выполняя команду диспетчера, заглушил аварийную защиту, убрал регулирующие и защитные стержни и опустил топливные стержни до отказа. Мощность реактора увеличилась практически мгновенно, началась реакция, сопровождающаяся выделением водорода. Произошел взрыв, затем второй, который снес крышу реакторного отделения, начался пожар...

Последствия аварии на Чернобыльской атомной станции известны: радиоактивное облако накрыло огромную территорию Украины и Белоруссии, облучению подверглись сотни тысяч людей.

По словам А.Стариша, чернобыльская трагедия будет сказываться на здоровье украинцев еще долгие годы.

— Ядерное топливо, выброшенное из взорвавшегося реактора, содержало несколько сотен различных радионуклидов, — рассказывает Александр Иванович. — Многие уже распались, исчезли, но вот цезий-137, стронций-90, изотопы плутония и америция никуда не делись. Однако, если период полураспада цезия и стронция — 30 и 28,7 лет, и зараженная территория уже постепенно очищается от них, то период полураспада америция — 483 года, а плутония — более 24 тысяч лет!

Это очень опасные радионуклиды — источники альфа-излучения. Попадая в организм человека, альфа-частицы оседают в тканях, накапливаются в костях и печени — происходит внутреннее облучение организма. Клетки мутируют и превращаются в опухоли. В результате — рак крови и другие онкозаболевания. Что ждет людей, которые проживают на зараженной радионуклидами территории?

Диплом лауреата конкурса «Люди дела» и статуэтку «садовник» вручил гостю редактор Олег СусловДиплом лауреата конкурса «Люди дела» и статуэтку «садовник» вручил гостю редактор Олег Суслов

В июне нынешнего года А. Стариш пытался предупредить, в том числе и через нашу газету, руководство Министерства чрезвычайных ситуаций об опасности пожара в Чернобыльской зоне, где горел «рыжий» лес.

— Глава министерства господин Чечеткин, выступая в СМИ, всех успокаивал: дескать, радиационный фон в норме. Это непрофессиональное, неграмотное и некорректное заявление, — говорит Александр Иванович. — Речь должна была идти не о фоне, а о том, что во время пожара вместе с дымом в воздух на десятки метров поднимались радиоактивные аэрозоли и газы — там и плутоний, и америций, и стронций — и разносились по Украине на сотни километров, а люди этим дышали. По сути, это еще один Чернобыль. Нужно было не успокаивать людей, а рассказать, как себя вести в этой ситуации — не открывать окна, не выходить на улицу и не выпускать туда детей.

А. И. Стариш с горечью констатировал, что в Украине отсутствует программа защиты здоровья населения.

Еще в конце 90-х годов он стал интересоваться состоянием медицинской аппаратуры. После того, как Одесский центр метрологии и стандартизации по инициативе Стариша приобрел в Швеции многофункциональный дозиметр для контроля параметров рентгеновских аппаратов, он обследовал практически все рентген-аппараты лечебных учреждений страны и обнаружил, что 96 процентов всех установок отработали все допустимые сроки эксплуатации, их нельзя использовать для обследования пациентов, поскольку они опасны для здоровья. По санитарным нормам их работа запрещена, но других приборов у больниц и поликлиник нет. Как нет и государственной программы по финансированию приобретения таких аппаратов. В Одессе по-настоящему безопасное обследование можно пройти лишь в немногих лечебных учреждениях.

А. Стариш не один раз обращался в Министерство здравоохранения, добиваясь разработки государственной программы оснащения украинских больниц новой рентгеновской аппаратурой, а в ответ получал издевательски-вежливые ответы: «Ваши предложения будут использованы при разработке нормативно-правовых актов...». Сотни больных, теряя здоровье при проведении флюорографии или маммографии, все ждут, когда же государственные мужи займутся, наконец, созданием такой нужной программы.

Аналогичная история и с безопасностью строительных материалов. Несмотря на требования строительных и гигиенических норм о проведении радиологического контроля строительных материалов, используемых при возведении жилья, рассказывает А. Стариш, редко какая одесская строительная фирма такую проверку проводит. Чаще всего в перечень материалов, с которыми «химичат» строители, попадает щебень: вместо первого класса применяют материал третьего класса, который должен использоваться для обустройства дорог вне населенных пунктов. В домах, построенных с использованием «грязных» стройматериалов, радиационный фон повышен, что сказывается на здоровье его жителей. А. И. Стариш советует: если человек в собственной квартире чувствует себя вялым, испытывает головную боль и недомогание, проверьте, не «фонят» ли стены, обои, пол...

Еще один бич — радон. Это радиоактивный газ, который выделяется из земной коры. Он проникает в помещения через трещины и щели в фундаменте, в полу и стенах, может содержаться в кирпиче и бетоне, поступать в дома с водой из артезианских скважин.

Поскольку радон — тяжелый газ, он скапливается в подвалах и в квартирах первых этажей. Вдыхая его, человек рискует получить рак легких. В Одессе радоном «грешит» Большой Фонтан, поскольку именно там проходит тектонический разлом земной коры, и газ этот очень часто можно обнаружить в помещениях первых этажей. А. Стариш рассказал, как его сотрудники проверяли наличие радона в детских садах, школах и санаториях, расположенных на Большом Фонтане: закрыли на ночь плотно окна и двери, законопатили щели, а утром произвели измерения. Количество радона превысило норму в 100 раз. Так что Александр Иванович советует почаще проводить проветривание квартиры, над плитой ставить вытяжку, артезианскую воду кипятить, чтобы радон испарился.

А вот радоновые ванны очень полезны, так как стимулируют кровообращение, что актуально при артритах, артрозах и других заболеваниях суставов. Но тоже необходимо соблюдать правила безопасности, иметь принудительную вентиляцию. То есть, отметил А. Стариш, «при внешнем применении радон лечит, попадая вовнутрь — калечит».

Еще несколько советов от Стариша. Не увлекайтесь разговорами по мобильным телефонам. Особенно это касается детей. Александр Иванович рассказал, что в Швеции детям до 20 лет запрещено пользоваться мобилками. Повседневное ношение телефонов в карманах брюк приводит к заболеванию органов малого таза и бесплодию. В режиме ожидания мощность высокочастотного излучения, исходящего от телефона, минимальна, она резко увеличивается при включении. Старайтесь держать мобильный телефон на расстоянии 60 см от себя.

...Несмотря на возраст, Александр Иванович Стариш полон сил и энергии. Его эрудиция и знания поражают. Сожалеет лишь о том, что в Украине не готовят метрологов-дозиметристов. Сейчас на атомных станциях дозиметристами работают сельские электрики. Говорит, что перестанет работать тогда, когда передаст свой опыт и знания своему ученику — Дмитрию Ленскому...

Автор: Валентина Онькова

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Американський стартап Toothio – новий напрям інвестицій Roosh Ventures
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.

Сила духу і оптимізм: «Давня Казка» презентує пісню та кліп «Будьмо» про єдність українців
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.

Останні моніторинги:
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.018