|
Летний театр: метаморфоза возвращения
26.01.2019 / Газета: Одесские известия / № 7(5130) / Тираж: 18937
…Доподлинно неизвестно, почему столь интересная с точки зрения создания уникального, неповторимого городского пространства площадка вдруг оказалась в частных руках СП «Солинг», взявшего ее в долгосрочную аренду на 49 лет, и совершенно заброшенной, превращающейся в свалку мусора, сносимого сюда жителями окрестных домов и расположенных на Дерибасовской предприятий общепита. К счастью, об этой площадке вспомнили, и сегодня идет речь о том, в каком качестве возродится Летний театр. Дискуссия обрела общегородской размах. Много шума наделала информация о возможном появлении на месте Летнего театра торгово-развлекательного комплекса. Однако, как не раз подчеркивал руководитель фирмы-собственника — СП «Солинг» Игорь Коваленко, фирма отказалась от идеи возведения торгово-развлекательного центра и готова искать другие варианты использования территории в центре города. Какими они будут, пока окончательно не определено. Но в мэрии уже представили общественности два совершенно разных проекта. Справка «ОВ». Концертная площадка в сердце города. Территория Летнего театра является частью Городского сада, который имеет более чем двухсотлетнюю историю. Одесский краевед Олег Губарь пишет, что территория Летнего театра была отведена сподвижнику де Рибаса и Ришелье Михаилу Кирьякову под застройку жилым домом либо магазином. Далее земля отошла доктору Капелло, погибшему в ходе ликвидации чумной эпидемии 1812 года. Еще позже территория сада перешла от де Рибаса городу — этот участок стал городской собственностью. «На протяжении многих лет тут (эта территория официально именовалась Отделением Городского сада) находились различные увеселительные заведения, в частности, первый в Одессе кафешантан, павильон Императорского общества сельского хозяйства… Все было поставлено очень рационально: уместность и доход. Вначале 1950-х на его территории впервые в СССР был установлен знаменитый аттракцион «Шар смелости». Одесситы старшего поколения помнят этот металлический сетчатый шар, по которому сновали на мотоциклах, совершая «мертвую петлю», выдающиеся, поистине легендарные гонщики-конструкторы: П. Голенищев, П. Гребенюк, Ф. Шахматов», — писал одесский краевед Олег Губарь. В советское время Летний театр использовался как концертная площадка. Помнит выступления Аркадия Райкина, Михаила Жванецкого, Жанны Агузаровой, концерты симфонической и камерной музыки. Уместность и доход Именно так, возвращаясь к цитате Олега Губаря, я бы охарактеризовала основные особенности проекта, предложенного известным кавээнщиком, продюсером Дмитрием Шпинаревым. Основная его цель – вернуть Летнему театру его прежнее предназначение, превратив в современную концертную площадку, где могли бы проходить не только отдельные выступления, но и фестивали, количество которых постоянно растет. Особенно популярными становятся выступления на открытом воздухе. А для их успешного проведения нужны хорошо оборудованные летние площадки. Потому акцент в проекте Шпинарева делается на том, что площадка будет летней с натяжной крышей, способной защитить всех собравшихся от дождя. - Серьезные проекты планируются не менее, чем за полгода, а потому именитые организаторы обходят Одессу стороной, — сказал Дмитрий Шпинарев. — Чтобы решить эту проблему, взята идея Летнего театра в Бургасе (Болгария), который располагает натяжной легкой крышей. Ее не видно при хорошей погоде, и она не будет загружать пространство Городского сада. В дождь крыша натягивается и дает возможность провести мероприятие. Эту идею мы вложили в проект. В нашей концепции предлагается не менять форму собственности. Вместо этого необходимо взять территорию в аренду, привлечь инвестора – у нас такой есть, и сделать театр коммерчески выгодным. Согласно проекту, большую часть времени участок будет открыт для посещений, и периодически там будут проводиться мероприятия. Правда, стоит учитывать, что в этой части Одессы достаточно высокий налог на землю, плюс есть собственник, который хочет зарабатывать, а потому концертами и фестивалями мы не покроем все расходы. Поэтому планируется установить так называемые фуд-корты, причем эти кафе должны быть такого же уровня, как рестораны в Горсаду, чтобы не было шаурмы, хот-догов и так далее. Заведения будут приносить деньги, которые пойдут на содержание территории, оплату налогов и компенсацию затрат инвестора. Отвечая на вопрос об использовании Летнего театра зимой, Дмитрий Шпинарев озвучил идею создания городского катка со специальным оборудованием и обученным персоналом. Да, в Одессе есть Дворец спорта и каток «Льдинка», но они ориентированы на профессиональных спортсменов – возрождается фигурное катание, появилась школа хоккея. А вот простым любителям катания на коньках заниматься этим видом спорта действительно негде. Уже 1 июня 2019 года возрожденный Летний театр может провести первое мероприятие. Правда, крышу удастся смонтировать только к следующему сезону. И тогда время его работы сможет не ограничиваться только теплыми летними месяцами, а будет захватывать еще весну и осень. Утопический романтизм Второй проект был разработан группой волонтеров, в которую входили архитекторы Аркадий Шупляков, Олег Агафонов и Александр Гусарев. Авторы полностью отказались от коммерческой составляющей. Отказались настолько, что даже не разрабатывали проектно-сметную документацию и не искали хоть одного инвестора. Согласно их концепции, Летний театр должен стать исключительно прогулочной зеленой зоной с местами для барбекю, игровыми зонами для детей и уголком для любителей шахмат. Культурные мероприятия – небольшие выставки, флэшмобы они предлагают проводить исключительно на бесплатной основе. Также, по их задумке, в Летнем театре должен появиться кинотеатр под открытым небом. Авторы проекта уверены, что город обязан разорвать договор аренды, а также выкупить всю собственность. Помимо этого, общественники заверили, что готовы собрать необходимую сумму, чтобы самостоятельно выкупить все у частника. Также вскользь прозвучала идея о том, что Летний театр в интересах одесситов можно и просто отобрать. А в дальнейшем всеми заботами о нем – содержанием, уборкой, охраной должен заняться город. Слушая авторов проекта, очень хотелось им напомнить: в случае разрыва договора аренды город обязан возместить все убытки из городского бюджета. Это только по аренде земельного участка на сегодня составляет уже 3 миллиона гривен. А еще есть оборудование и такое понятие, как упущенная выгода. В общем, сумма может получиться очень большая. Да и, не желая расторгать договор, собственник вправе обратиться в суд с иском о защите своих имущественных прав и бизнес-интересов. Реализация идеи отобрать Летний театр силой тоже закончится судом. Тогда дело вообще может затянуться на многие годы, и Летний театр по-прежнему останется пустырем в историческом центре города. В подобном развитии событий не заинтересован никто. На презентации проекта общественники говорили о готовности бросить клич и собрать миллион долларов, чтобы выкупить Летний театр. Но, как уже было сказано, выкупать может только город за счет средств своего бюджета. Благотворительные взносы на эти цели использовать не получится. Да и миллион долларов, даже если представить себе такую гипотетическую ситуацию, что их удастся собрать, быстро разойдутся. Содержание, эксплуатация и охрана территории в самом центре Одессы обойдутся очень дорого. Не случайно во время презентации проекта директор Одесского художественного музея Александр Ройтбурд поднял вопрос о необходимости уже сейчас закрывать Летний театр на ночь. Идеальное в реальном Присутствовавший на презентации вице-мэр Одессы Олесь Янчук пообещал, что городская власть станет посредником между владельцем театра и представителями общественности. По его мнению, выкуп территории Летнего театра городом нереален, поскольку это серьезные суммы, которых в бюджете нет. Кроме того, проект, представленный общественниками, слишком идеален, а мы живем в реальном мире, где нужно все четко просчитывать. Архитектор Анатолий Изотов предложил принимать решение по Летнему театру только по итогам проведения архитектурного конкурса. Того требуют нормы отечественного законодательства, если речь идет о строительстве в охранной зоне памятника культуры, каковым является Городской сад. Они, кстати, запрещают возводить там капитальные объекты. Только тогда не ясно: как в Городском саду появились вполне себе капитальные кафе, центр, ресторан? Мысли по поводу Если мы говорим о Летнем театре, то, наверное, и возрождать его надо именно как театр, как сценическую площадку, прежде всего. Вместе с ротондой Городского сада, где очень любят выступать музыканты и вокалисты, она создала бы совершенно уникальный комплекс. Летний театр может стать постоянным местом выступлений учащихся детской специальной музыкальной школы имени профессора П.С. Столярского. Они ведь сегодня вынуждены ограничиваться выступлениями в зале школы. А юным музыкантам так нужны простор и яркие сценические впечатления, которые обязательно подарят выходы на сцену Летнего театра! Есть что представить также воспитанникам музыкального училища и Одесской национальной музыкальной академии имени А.В. Неждановой. Да и гениальный выдумщик Алексей Ботвинов предложил бы что-то совершенно уникальное для этой площадки. В этом сомневаться не приходится. Сегодня весьма популярны антрепризные спектакли с минимум декораций и актеров, принимающих в них участие. Они как бы сами собой рассчитаны на показ на таких необычных площадках, как Летний театр. Думаю, выступать здесь понравилось бы и командам КВН, коих в Одессе — немало. Что касается идеи прогулочной зоны, то прогулочной зоной является находящийся рядом Городской сад. Создавать одну зону в другой? Зачем? Что это добавит к облику центра Одессы? Тем более, что полузакрытый Летний театр (один выход) станет очень странным дополнением к открытому (проходному) Городскому саду. Да и содержание такой прогулочной зоны ляжет немалым грузом на того, кто будет за нее ответственным. Недалеко находится Соборная площадь, тоже являющаяся прогулочной и зоной отдыха. Там выставляют свои работы художники, разыгрывают партии шахматисты, собираются собачники, хоть выгул собак там всеми силами старались если и не запретить, то хотя бы ограничить. Не думаю, что все они перекочевали бы в Летний театр в случае реализации проекта общественников. Художникам больше подходит Соборка, так как потенциальных покупателей их работ из числа туристов там гораздо больше. Собачники предпочитают простор, которого в Летнем театре будет не хватать. Ну а шахматисты – люди чуточку суеверные. И не любят уходить с насиженных мест. Не исключено, что будут озвучены еще какие-то идеи. Уже сегодня понятно, что без коммерческой составляющей в них не обойтись. Кроме того, исторический центр Одессы заслуживает на появление яркого, необычного объекта. Об этом в пылу яростного сопротивления действиям городских властей по любому поводу и без не стоит забывать всем, кто сегодня активно включился в обсуждение будущего Летнего театра. Оно важнее всего, так как театр этот находится в самом сердце Одессы. Автор: Світлана Комісаренко
|
Пошук:
Сергій Токарєв
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.
Останні моніторинги:
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.013 |