|
Кого сыграл Высоцкий в Одессе
30.01.2019 / Газета: Одесские известия / № 8(5131) / Тираж: 18937
25 января этого года исполнился бы 81 год со дня рождения Владимира Высоцкого. Этот великий и харизматичный актер театра и кино, поэт и исполнитель авторской песни очень любил Одессу, в которой бывал сотни раз с концертами, на киносъемках и отдыхе. Но если говорить только о кинокарьере, то во многом благодаря нашему городу Высоцкого узнали в бывшем СССР. С 1967 по 1979 год Высоцкий снялся в 6-ти картинах Одесской киностудии, а на экране появился в 5-ти из них. Кроме этого, он сыграл в двух лентах, снимавшихся в Одессе другими киностудиями. «ОВ» предлагает читателям ознакомиться со всеми актерскими работами Владимира Высоцкого на Одесской киностудии. Также нашему корреспонденту удалось поговорить с людьми, работавшими с актером в Одессе, которые с удовольствием поделились своими воспоминаниями о знакомстве с ним. Итак... Одесский период кинокарьеры Высоцкого начался в 1966-м году, когда 28-летний московский актер был приглашен нашей киностудией для участия в съемках фильма об альпинистах “Вертикаль”. С этой ленты для Высоцкого начался переломный момент как в творчестве, так и в жизни. Именно в “Вертикали” прозвучали авторские песни Высоцкого, изданные в его первой долгожданной пластинке. Среди них – «Песня о друге», «Вершина», «Скалолазка (не вошедшая в картину, но написанная специально для нее) и другие. «В первый одесский фильм Володю пригласили молодые режиссёры Борис Дуров и Станислав Говорухин, – рассказывает бывший главный редактор киностудии Станислав Стриженюк. – До этого уже снимался и пел свои песни в кадре, но не был известен, скажем так, широкой публике. А я его знал и понимал, что он очень способный, характерный актёр, исполняющий удивительные по тематике и глубине содержания авторские песни. Я поддержал его кандидатуру на заседании редакционного совета студии на утверждении роли радиста-альпиниста. Мы пригласили его на пробы. Он появился в Одессе в начале июля 1966 года – подтянутый, обаятельный и, конечно, с гитарой. И сразу завоевал симпатии творческой группы. Съёмки «Вертикали» проходили на Кавказе у подножья Эльбруса и закончились в декабре. После этого мы встречались ещё не раз. А его авторские песни, прозвучавшие в картине, вышедшей в 1967-м году, были выпущены отдельной пластинкой. Их слушали буквально в разных уголках большой страны, ну и сам Володя стал очень популярен». После «Вертикали», получившей большую всесоюзную популярность, Владимир Высоцкий стал активно сниматься в Одессе. В 1967-м году именно на Одесской киностудии в фильме Киры Муратовой «Короткие встречи», он, наконец, впервые снялся в главной роли геолога Максима. И снова герой Высоцкого пел песни собственного сочинения. Примечательно, что на экране был создан необычный по тем временам дуэт главных героев в исполнении Высоцкого и... режиссера Муратовой. Сделаем небольшое отступление. В 1967-1968-м годах в нашем городе почти одновременно снимались две картины – ленфильмовская “Интервенция” по пьесе одесского писателя Льва Славина и мосфильмовская “Служили два товарища”. Высоцкий исполнял главные роли – белогвардейского поручика Брусенцова («Служили два товарища»), и подпольщика-революционера Бродского («Интервенция»). Наступил 1969 год. Популярный актер продолжает сниматься на Одесской киностудии. Первая картина, ставшая достаточно заметной – «Опасные гастроли” режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. В ней Высоцкий блестяще сыграл главную роль шансонье театра варьете Жоржа Бенгальского ( подпольщик Николай Коваленко). На экране он исполнил несколько запоминающихся песен. Среди них – знаменитая «Песня об Одессе» («Куплеты Бенгальского»). «Я готов стократ умереть и снова здесь родиться”, – написал он такие строчки. В этом коротком предложении поэт выразил безграничную любовь и уважение к нашему городу. Следующая, выпущенная в 1969-м году и малоизвестная одесская лента актера получила название «Белый взрыв». Это был второй фильм, посвященный альпинистам, в котором снялся Высоцкий. И снова его снимал Станислав Говорухин, но на этот раз как самостоятельный режиссер. Картину предполагалось создавать на Кавказе, но в итоге выбрали Крым. Владимир Высоцкий сыграл эпизодическую роль капитана советской армии. Кстати, одну из ролей в «Белом взрыве» – лейтенанта Арсенова – исполнил популярный советский актер Армен Джигарханян. Творческое сотрудничество Высоцкого и Джигарханяна продолжилось в легендарной картине “Место встречи изменить нельзя”, снятого Станиславом Говорухиным на Одесской киностудии в 1979-м году. Именно за этот 5-серийный телефильм в 1987-м году Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР «за создание образа Жеглова и авторское исполнение песен». Ушедший из жизни в 2017-м году директор музея кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины Вадим Костроменко рассказал корреспонденту «ОВ» любопытные детали своего знакомства с Высоцким. «С Владимиром я познакомился в конце 60-х годов, – вспоминал Вадим Костроменко. – Но даже точно не вспомню, как мы познакомились, скорее всего, в какой-то общей студийной компании. Тогда это было очень просто, ведь все мы были из одного творческого цеха. Мы были достаточно хорошо знакомы и общались как коллеги, с большим уважением. Помню его работу во время съемок «Опасных гастролей». Это происходило на моих глазах. Когда он спел свою знаменитую песню об Одессе, то абсолютно все присутствующие зааплодировали в восхищении. При этом он был очень самокритичен, что касается творчества, и скромен в личном общении. Могу рассказать, как однажды пригласил его к себе домой пообедать – в перерыве между съемками «Места встречи…». Сидя за столом, мы заговорили о картине. Тут Володя сказал: «Слушай, а ведь какое хорошее кино получается». А я: «Почему, ты так думаешь?». Он в отве:т «Посмотри, какие со мной снимаются прекрасные актеры!». Это говорит о многом, он даже не намекнул о том, что картина хорошая, потому что снимается сам, будучи, наверное, одними из самых на тот момент популярных советских актеров театра и кино. Кстати, Володя приезжал в Одессу весной 1980 года, когда хотел запускаться на киностудии с картиной «Зеленый фургон», но уже в качестве режиссера-постановщика. Он начал подготовительные работы, подбирал киногруппу, написал песни. Увы, преждевременная смерть в июле оборвала его планы, поэтому снял этот фильм уже позже режиссёр Александр Павловский. Хочу добавить, что мы вместе с участниками одесского клуба поклонников творчества Высоцкого, с 2015 года занимались поиском любой информации, касающейся одесского периода Высоцкого. Нам удалось узнать, что Владимир Семенович впервые посетил наш город еще в далеком 1959-м году. А в 2017-м году мы сумели организовать первую в истории города фотовыставку «Высоцкий на Одесской киностудии», созданную исключительно на основе музейных киноархивов. Увы, Владимир Семенович ушел из жизни очень рано – в 42 года, но он успел сделать очень многое. Все это творческое наследие обязательно нужно оставить в памяти поколений». Наконец, расскажем о единственном фильме Владимира Высоцкого на Одесской киностудии, в котором актер сыграл, но на экране так и не появился. Речь идет о картине «Особое мнение» 1967-го года, снятой режиссером Виктором Жилиным. По воспоминаниям оператора картины Леонида Бурлаки, когда шли съемки, Высоцкий приехал в Одессу по своим делам. У него в тот момент не оказалось денег. Друзья поддерживали молодого актера, как могли. Жил он в общежитии киностудии, где с ним встретился Виктор Жилин и предложил свою помощь. Режиссер сказал, что может снять Высоцкого «фиктивно», чтобы заплатить ему деньги за работу. Для этого актеру специально была придумана эпизодическая роль моряка-подводника, получившего высокую дозу облучения. Эпизод снимали на берегу моря возле Санжейского маяка. Высоцкий с рыбаками, варившими уху, сидел на берегу и пел свою, потом ставшую знаменитой песню «Спасите наши души!». Увы, в фильм действительно не планировалось вставлять этот эпизод. К счастью, сохранилось несколько уникальных фото со съемок. Стоит сказать, что даже если Высоцкий не находился в нашем городе на съемках, то Одесса так или иначе присутствовала в его творчестве. Это касается роли Красавчика, сыгранной им в радиоспектакле “Зеленый фургон”, поставленном по одноименной повести одесского писателя Александра Козачинского. Как уже было сказано, был сценарий картины по этой популярной книге, над которым Высоцкий работал в последние месяцы жизни, и собирался дебютировать именно в Одессе в качестве режиссера. Была документальная лента “Ильф и Петров”, в которой актер читал закадровый текст. Не стоит забывать и о песнях, написанных для двух картин киностудии, в которых Высоцкий не принимал участие, как актер – «Внимание, цунами!» и «Контрабанда». Завершая наш рассказ, можно действительно сказать, что именно Одесса открыла миру Высоцкого как великого киноактера, который своими блестящими работами внес значительный вклад и в славную историю Одесской киностудии. Автор: Андрій Ростоцький
|
Пошук:
Сергій Токарєв
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.
Останні моніторинги:
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.015 |