![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Во взрослую жизнь — с наставником
15.08.2019 / Газета: Вечірня Одеса / № 92—93 (10792—10793) / Тираж: 10407
Институт наставничества — это новая форма социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В Украине она стала возможной благодаря законодательным изменениям. Движение наставничества набирает обороты по всей стране, в том числе и в Одесском регионе. Конечная цель — сделать так, чтобы наставник появился у каждого ребенка, который в нем нуждается. Главное отличие наставничества от усыновления или других форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, заключается в том, что между наставником и ребенком не возникает семейных или имущественных правоотношений. В то же время наставник помогает ребенку в усвоении норм, моделей поведения, принятых в обществе, для дальнейшей его адаптации к жизни в социуме. Много детей, проживающих в социальных учреждениях, по разным причинам (состояние здоровья, возраст, отсутствие статуса сироты) не могут быть усыновленными. У детей старше пяти лет шансы найти родителей резко снижаются, а желающих усыновить подростка — единицы. Это значительно вредит их эмоциональному и душевному состоянию. Как результат, дети не подготовлены к самостоятельной жизни. И вот наставник как раз и призван подготовить к ней ребенка, лишенного родительского попечения. Дети в интернатах не умеют готовить еду, делать покупки, защищать свои права, тем более самостоятельно, полноценно готовиться к взрослой жизни. Помочь им в этом может наставник, который фактически становится другом, заботливым взрослым, готовым посвятить ребенку свое время, знания и опыт, поддерживать его в сложных жизненных обстоятельствах. У наставника непростая миссия, однако при вдумчивом и спланированном подходе — выполнимая. В этой публикации мы расскажем о том, как на практике наставнику можно выстроить модель поведения, последовательно и результативно работать. ...Семилетний Паша — третий ребенок в многодетной семье, в которой три мальчика (два брата Паши — шести и девяти лет) и их 15-летняя сестра. Вместе с ними в однокомнатной квартире проживает семья маминой сестры — всего девять человек. Неудивительно, что периодически на ограниченном пространстве возникают конфликтные ситуации. Так получилось, что Пашу и его двоих братьев решением органов опеки из семьи забрали. Сейчас они находятся в городском центре социально-психологической реабилитации детей. Ухожены, накормлены, одеты, и если чего-то им и не хватает, так это домашнего уюта и семейной теплоты. Вот когда им нужен настоящий друг, можно сказать, проводник в жизни. Паше повезло — он и его нынешний наставник были знакомы ранее, а потому контакт установился с первой встречи. Специалист по социальной работе Одесского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Лидия Домальчук курирует наставничество. Она не только консультирует клиентов центра и помогает им в оформлении документов на право заниматься наставничеством, но и сама прошла специальную подготовку. Паша — ее первый подопечный: договор о наставничестве заключен 26 июля 2019 года. — Для меня важно поддержать ребенка, обделенного (пусть и частично) любовью, родительским теплом, — отметила Лидия Михайловна. — Дистанция от получения положительного заключения о возможности быть наставником до непосредственной практики достаточно длинная. Нужно не только получить разрешение родителей, но и заручиться согласием самого ребенка. Контакт, как правило, устанавливается с первого взгляда, после первого разговора. Этот момент является определяющим: если ребенок вам поверил и осознал, что вы ему нужны, а вы, в свою очередь, понимаете, что можете ему помочь обрести себя в жизни, есть реальный шанс вместе пойти навстречу намеченной цели и добиться положительного результата. Паша, несмотря на все потрясения, которые пережил в своем юном возрасте, — ребенок активный, доброжелательный и открытый. Он уже многое повидал — драки, ссоры, выяснения отношений между взрослыми в широком семейном кругу... Но он не озлобился, очень доверчивый, хотя в новой обстановке несколько скован. — Я познакомилась с ним в апреле 2018 года, он тяжело переживал неурядицы в семейном кругу, непросто складывались его взаимоотношения с родственниками, — продолжает Лидия Домальчук. — Тем не менее, он любит свою семью. Его вопрос после нашей первой встречи: «А когда я вернусь домой?» — говорит о многом. Однако он согласился, чтобы я стала его другом, его наставником. Лидия Домальчук встречается с Пашей в кабинете психолога. Они начали с простых занятий на эрудицию и логику. Ребенок захотел научиться играть в шахматы и проявил недюжинные способности в освоении этой сложной игры. Несмотря на то, что мальчик интеллектуально развит, есть некоторая педагогическая запущенность в его воспитании. Он остро нуждался в участии человека, которому бы полностью доверял во всем, и в этом отношении ему повезло. — У Павла огромный потенциал, — говорит Лидия Домальчук. — Есть очевидные склонности к точным дисциплинам, а вот предметы гуманитарного профиля даются ему сложнее. Ребенок способен аналитически мыслить, «схватывать» все и сразу, концентрировать внимание на главном, у него правильная логика действий. Это, согласитесь, немало для человека, который первого сентября пойдет только во второй класс. Хочу помочь ему раскрыть свои способности, объяснить, что мир больше и добрее, чем он себе представляет... Три года назад институт наставничества только-только зарождался в Украине, люди присматривались к этому направлению работы с детьми, лишенными родительской опеки. Сейчас о нем знают уже многие, а направление стало востребованным. Из шести кандидатов в наставники, которые недавно обратились в Одесский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодежи, пятеро прошли специальную подготовку и получили заключения о возможности стать наставниками детей. В нашем городе еще много детей живут ожиданием встречи с человеком, который станет их наставником. Это и воспитанники детского дома «Жемчужинка», и дети с особыми потребностями городского специализированного детского дома № 1, с которыми сотрудничает Одесский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодежи. Если вы, уважаемый читатель, любите детей и хотите, чтобы с вашей помощью ребенок обрел жизненные ориентиры, реализовать эти намерения несложно. Приходите в Одесский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодежи (улица Ицхака Рабина, 7, телефон: 784-92-67), вам расскажут, как стать наставником. Понадобится пакет документов: паспорт, справка о несудимости и медицинская справка. Потом предстоит пройти четырехдневный тренинг и получить заключение о том, что вы можете быть наставником. Автор: Игорь МОСКВИЧЕВ
|
Пошук:
![]() Вікторія Марченко
Забезпечення закладів освіти укриттями в умовах повномасштабної війни — це питання не комфорту, а елементарної безпеки. Про системні проблеми з укриттями в школах Одеси, управлінську бездіяльність та ризики для дітей розповіла фахівчиня освітнього напрямку громадської організації «За Одесу!» Вікторія Марченко.
![]() 15 грудня о 15:00 в АРТ-просторі за адресою вул. Європейська, 67 відкривається фотовиставка Одеської обласної організації Національної спілки фотохудожників України «Місто світла і тіні».
Останні моніторинги:
00:00 04.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 04.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 04.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 04.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 04.12.2025 / Вечірня Одеса
|
||||||||||||||||
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.024 |