ИА «Контекст Причерноморье»
логин:
пароль:
Последнее видео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курсы валют. Доллар США. Покупка:




Приглашение в сказку
09.07.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 69*70(10916-10917) / Тираж: 10407

В Одесском инклюзивно-ресурсном центре для оказания помощи семьям, в которых растут дети с особыми педагогическими потребностями, работает театральная студия под руководством Фауста Миндлина. Арт-терапия стала одним из главных направлений, способствующих развитию ребенка. О том, как родилась подобная идея, мы беседовали с директором центра Викторией Пастерначенко.

— Арт-терапия — это развитие посредством творчества. Арт-терапия может быть представлена сказко-, драмо-, кукло-, музыкотерапией, танцевально-двигательной, песочной терапией и другими формами. Она прекрасно зарекомендовала себя в работе с особыми детьми во всем мире.

У нас возможность создания театральной студии появилась с приходом Фауста Петровича Миндлина. Он давно и очень интересно занимается арт-терапией с особыми детьми.

У нас сформировались три группы из числа детей, которые прошли комплексную оценку. То есть мы знали, с чем их привели в центр, и какую динамику в развитии мы можем увидеть в дальнейшем. Наши подопечные — это ребятишки с расстройством аутистического спектра, с задержкой речи (практически каждый ребенок), с задержкой психического развития, слабовидящие или слабослышащие, гиперактивные, с синдромом дефицита внимания.

— Практически все перечисленные вами проблемы называют проблемами современного информационного общества, в котором общение между людьми сведено к минимуму...

— Так и есть. Когда я спрашиваю у мамы, каков режим дня вашего ребенка, обычно слышу одно и то же. Встали, позавтракали, посмотрели телевизор, пошли на прогулку, во время которой мама не отрывается от телефона, а ребенок предоставлен сам себе в песочнице или на площадке. Потом обед, и дальше мама занимается своими делами, а ребенок пребывает в пространстве гаджета. И получается, что проблемы с речью, с развитием попросту не замечаются. Родителям кажется, что ничего страшного не происходит. На самом деле теряется время, когда те или иные особенности в развитии малыша можно и нужно скорректировать, чтобы в дальнейшей его жизни было меньше проблем.

Понимая ситуацию, мы формировали группы по 10-12 человек. Это позволяет никого не терять из поля зрения, сделать групповые занятия все-таки индивидуально ориентированными. Развитие мелкой моторики, заучивание стихов, ролей, повторение помогают расширить коммуникативные возможности наших воспитанников.

Иногда происходят буквально чудеса. У нас есть девочка, которая на нескольких занятиях забивалась в угол, плакала. Потом, когда Фауст Петрович принес кукол, она вдруг взяла одну из них в руки и начала с нами, педагогами, присутствовавшими на занятии, общаться через куклу. У меня даже мурашки пошли по коже, настолько неожиданным и радостным было открытие ребенком интереса к окружающему миру и тому, что в нем происходит! Мама прослезилась, дети приняли девочку в свой коллектив.

— Особые дети потому и считаются особыми, что для каждого нужно найти именно его пути коррекции тех или иных особенностей. И арт-терапия помогает раскрыться многим, но не всем...

— Мы ориентируем родителей на то, что «выход из угла» на занятии не означает, что дальше все будет происходить по нарастающей. Надо внимательно наблюдать за ребенком, оценивать его состояние и искать те пути, которые помогут ему и дальше развиваться, становясь более социально адаптированным. Мы как раз этим и занимаемся, ведем поиск того, что можно порекомендовать делать в домашних условиях. Потому что процесс работы с ребенком не должен ограничиваться тем, что происходит в центре. Он должен быть непрерывным.

— Фауст Петрович делает действующими лицами и родителей — раздает им роли, они переодеваются в костюмы выбранных персонажей и возвращаются в детство, играя сказку для своих детей вместе с ними...

— Это потрясающее состояние, когда мамы и папы особенных детей снимают с себя груз осознания того, что их дети отличаются от других, расслабляются, на 15—20 минут перестают контролировать все и вся, к чему привыкли в каждодневной жизни. Одновременно с развитием детей идет процесс психологической реабилитации родителей. Он продолжается на занятиях родительского клуба по субботам. Там, пока с детишками занимаются воспитатели и педагоги, родителям помогают психологи — жизнь с особым ребенком непростым грузом ложится на плечи его родителей. И именно психологи помогают научиться по-другому воспринимать и самого ребенка, и случаи проявления агрессии и недоброжелательного отношения к нему в обществе.

— Вам удалось даже в условиях карантина предложить те формы работы, которые позволяют не прекращать работу с детьми, а значит, и не потерять их достижения...

— Да. Фауст Петрович стал вести онлайн-занятия. И по отзывам родителей, дети очень ждут пяти вечера, когда он выйдет в эфир. Конечно, такая форма предъявляет к Фаусту Петровичу совершенно иные требования — дети очень тонко чувствуют фальшь, потому его часовая импровизация на заданную тему должна быть хорошо продумана и выверена. Важно и то, что каждый урок остается в архиве на сайте Одесского инклюзивно-ресурсного центра. И если по тем или иным причинам его не удалось посмотреть с 17 до 18, можно это сделать позже, в удобное для всей семьи время.

Кроме того, каждый день я выхожу в прямой эфир, здороваюсь с родителями и анонсирую события предстоящего дня. В онлайн-режиме мы проводим занятия и уроки, каждый день один из специалистов центра с 9 до 18 работает в прямом эфире, чтобы помочь в тех или иных ситуациях, ответить на возникшие у родителей вопросы. Эта форма получила одобрительную оценку со стороны Министерства образования и науки Украины.

— Работа в центре неизбежно связана с психологическим выгоранием — ваши сотрудники берут на себя значительную часть психологического груза, накопленного в семьях с особыми детьми...

— Для нас проводили специальный тренинг, чтобы выяснить уровень психологической усталости сотрудников и скорректировать их состояние. Как руководитель, я считаю такой подход абсолютно правильным. Мы не имеем права привносить негатив в семьи наших подопечных. А для этого надо не только постоянно учиться, но и поддерживать себя в гармоничном и позитивном состоянии.

Автор: Светлана КОМИСАРЕНКО
Поиск:
расширенный

Сергей Гриневецкий
Бизнес-форум «Одесса 5Т» и зоны приоритетного развития: видео выступления и послесловие Сергея Гриневецкого
В Одессе прошел Международный инвестиционный бизнес-форум «Одесса 5Т», одной из тем которого было создание зоны приоритетного развития в Одессе.

«НІКОГО НЕ ЗАЛИШИТИ ОСТОРОНЬ»: ЗАЛУЧЕННЯ 20 ПАРТНЕРІВ ДО ЕСТАФЕТИ SDG RELAY
25 вересня, відзначається п’ята річниця прийняття Резолюції Генеральної Асамблеї ООН «Перетворення нашого світу: Порядок денний у сфері сталого розвитку до 2030 року». Це важливий день для всієї планети, який покликаний ще раз нагадати, що від кожної людини залежить зміна світу на краще.

 

Последние мониторинги:
00:00 29.09.2020 / Вечерняя Одесса
00:00 29.09.2020 / Вечерняя Одесса
00:00 29.09.2020 / Вечерняя Одесса
00:00 29.09.2020 / Вечерняя Одесса
00:00 29.09.2020 / Вечерняя Одесса


© 2005—2020 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье» New
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2020 S&A design team / 0.061