ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Юрий КРУК: «Руководитель должен действовать и принимать решения. Тогда и в порту Черноморск, и в городе в целом будет порядок и четкое видение перспектив»
30.07.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 78—79 (10925—10926) / Тираж: 10407

Совсем скоро, 5 августа, очередной день рождения, уже 62-й по счету, отметит порт Черноморск. Правда, повода для торжеств нет. Предприятие, которое совсем недавно, каких-то 5 лет назад, было лидером портовой отрасли, вот уже длительное время влачит жалкое существование. При этом город, для которого порт является градообразующим предприятием, проявляет поразительную индифферентность к происходящему.

Местную власть не волнует, что жители Черноморска теряют работу, а тем, кого не уволили, срезают зарплату, из-за чего муниципальная казна недополучает средства в виде налога на доходы физических лиц.

В общем, так дальше жить нельзя. И порту, и городу — если он хочет быть полноправным партнером предприятия. А как надо? Что следует изменить?

Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы с коллегами из газеты «Вечерний Черноморск» пригласили в «Гостиную «Вечерней Одессы» Юрия Крука — человека, чьи профессиональный опыт, управленческие навыки, стратегическое мышление и умение принимать ответственные решения, давно по достоинству оценены жителями Черноморска.

Юрию Круку есть что сказать. Он два года возглавлял порт, выведя за это время предприятие из очень сложного экономического положения в лидеры портовой отрасли. Трудился заместителем городского головы Черноморска, отвечая за решение самых важных и сложных задач — строительство мостового перехода через Сухой лиман и берегоукрепление. И когда Ю. Крук покинул пост вице-мэра, выяснилось, что продолжать начатую им работу просто некому — в силу отсутствия у сменщиков должного профессионализма и стратегического мышления.

Сейчас Юрий Юрьевич является вице-президентом Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) по вопросам морской политики, возглавляет региональное отделение этой организации в Черноморске. Так что по-прежнему держит руку на пульсе и порта, и города. В ходе беседы были затронуты многие актуальные вопросы сегодняшнего дня. Ну, а начали мы, естественно, с морской тематики.

— Перед тем, как ответить на вопросы по порту, хочу напомнить еще об одной знаковой дате для жителей Черноморска, — сказал Юрий Крук. — Минувший вторник, 28 июля, был днем памяти Станислава Кирилловича Стребко, Героя Украины, одного из самых прославленных и уважаемых начальников Ильичевского морского торгового порта. Я рад, что жизнь подарила мне возможность не просто быть с ним знакомым, но и часто общаться. Легендарный начальник порта дружил с моим отцом, был частым гостем в нашей семье. Я многое почерпнул у этого выдающегося человека и опытнейшего руководителя. Ведь заслуга Станислава Стребко не только в том, что порт под его началом бил один за другим производственные рекорды, но и в том, что он строил Ильичевск.

Порт принимал самое активное участие во всех программах жизнедеятельности города. Строительство жилья, очистных сооружений, объектов социальной инфраструктуры — детские сады, общежития, база отдыха «Радужый», профилакторий «Чайка», гостиница «Моряк», портклуб, пионерлагерь «Альбатрос». Город и сегодня пользуется многим, что было построено Ильичевским морским портом под руководством Станислава Стребко.

Поэтому, когда я уже возглавлял предприятие, мы с коллективом приняли решение, что один из самых мощных буксиров порта переименовать в честь прославленного руководителя. Ведь в Черноморском порту еще оставалось много работников, которые трудились под его началом. Присваивая буксиру имя «Станислав Стребко», мы, поднимая дух портовиков, принимали на себя, как говорили раньше, повышенные обязательства — трудиться так, чтобы быть достойным славы знаменитого начальника порта.

К слову, второй буксир — «Базальт», переведенный с баланса порта Южный на баланс Ильичевского порта, также получил имя знакового для нашего города человека, прославленного капитана порта, почетного гражданина Черноморска, моего наставника и старшего друга Станислава Яковлевича Незавитина, который, несмотря на свой почтенный возраст, по-прежнему на боевом посту.

— К сожалению, сегодня если и появляется информация о порте Черноморск, то сугубо в негативном контексте. Что происходит с предприятием?

— Ситуация в порту очень нестабильная — и в экономическом смысле, и в социальном плане. Но самое страшное даже не в этом. А в том, что руководство предприятия и коллектив фактически не видят перспектив развития. Кто может сегодня ответить: куда движется порт? Особенно с учетом сегодняшней динамики грузопереработки. Ведь продолжается падение объемов перевалки тех грузов, которые порт обрабатывает своими силами на терминалах, что находятся в его управлении, как государственного стивидора.

В этой связи хотел бы напомнить, что в 2013 году я принял предприятие с убытком 33 миллиона гривен. Денег на счету — сущие копейки. Восемь миллионов, которых даже на аванс по заработной плате не хватало. Ситуация в 2013-м была намного хуже, чем сейчас. Нашей команде стоило немалых усилий, чтобы реализовать пакет антикризисных мер и программ. Нестандартные, но продуманные управленческие решения позволили нашей команде за 9 месяцев вывести порт в прибыль, погасить кредит в почти три миллиона долларов. Да, пришлось также перейти на четырехдневку. Но мы не сокращали людей!

Была разработана программа стратегического развития порта на три года, ее утвердили коллектив предприятия и профильное министерство. Получилась дорожная карта, которая показывала, в какой точке находится порт, и точку, к которой необходимо двигаться. Образно говоря, что имеем сегодня и что должно быть завтра. В инвестиционной программе были указаны 12 инвестиционных проектов совокупным бюджетом в объеме 1 миллиарда долларов инвестиций. В социальной составляющей дорожной карты давались гарантии того, что при любом переформатировании предприятия, при реализации любого инвестиционного проекта сохраняются все социальные гарантии для портовиков, которые предусмотрены портовским коллективным договором.

То есть, вытаскивая порт из кризиса, мы имели четкое понимание по экономическому, юридическому и социальному аспекту жизнедеятельности предприятия, а также объективный финансовый обсчет того, что получаем от реализации каждого инвестиционного проекта, сколько уплатим в Государственный бюджет. Благодаря такой продуманной стратегии удалось за два года вывести ГП «Ильичевский морской торговый порт» в лидеры портовой отрасли. Коллектив вспомнил славные прошлые времена и былую славу. Мы вернули людям веру в позитивные перемены. По итогам 2015 года порт вышел на лидирующие позиции в отрасли с чистой прибылью 526 млн. грн.

— Похоже, что успехи Ильичевского порта тогда, 5 лет назад, определенным силам сильно испортили настроение. И предприятие начали методично сталкивать в пропасть, вынимая из него оборотные средства и лишая всяческих перспектив развития. По итогам 2019 года порт имел уже 177 миллионов гривен убытков, хотя в 2015-м было 526 миллионов чистой прибыли. Почему же Министерство инфраструктуры не реагирует?

— Да потому, что сегодня у отраслевого ведомства — в силу отсутствия государственной позиции и профессионализма — крайне примитивное понимание процессов, происходящих в портовой отрасли. У новых управленцев один вариант ответа на вопрос о перспективе развития порта Черноморск: «Продадим или отдадим в концессию». Что это за разговор? На уровне мыслей известного персонажа — «взять все и поделить». А с людьми что будет? С основными фондами, с терминалами?

Понятно, что вся эта неопределенность, отсутствие стратегического плана развития, реализация всяких «мутных» схем с приходом на территорию порта не инвесторов, не новых стивидоров, а компаний в формате «рога и копыта», у которых из имущества только стол, стул и телефон, абсолютно грабительские договоры аренды инфраструктуры предприятия, к примеру, почасовая аренда кранов; наконец, хаотичные и судорожные управленческие решения, которые непонятны людям и непонятны с точки зрения прогнозирования финансового состояния предприятия, порождают возмущение трудового коллектива, являются причиной забастовок и акций протеста.

Вспомните, сколько их было в последнее время. Так, компания «Европиан Агро Инвестмент Юкрейн» взяла в аренду мощности 2-го терминала. Коллектив порта, что трудился на этом терминале, практически весь перешел в эту компанию. А сегодня «Европиан Агро Инвестмент Юкрейн» фактически банкрот, она имеет около 150 миллионов гривен различных долгов — перед Фондом госимущества, за аренду перед портом, перед «Администрацией морских портов Украины», а также задолженность по зарплате своим работникам за 10 месяцев. И что мы видим? Абсолютное бездействие Министерства инфраструктуры! Пока люди от безысходности не начали перекрывать дороги, дабы обратить на себя внимание, никакой реакции властей не было.

Такое просто недопустимо. И, кроме всего прочего, это говорит о том, что у руководства профильного ведомства нет понимания того, как действовать в подобных нештатных ситуациях. Но в любом случае нельзя делать вид, что ничего страшного не происходит.

Самое примечательное, что решение проблемы есть. Сегодня есть, как минимум, две компании, готовые зайти на мощности 2-го терминала. Это интересный объект — в свое время тут обрабатывали до 5—6 миллионов тонн: металл, навалочные грузы, генеральные. Понятно, что для развития терминала нужны инвестиции. И оператор, который приведет за собой грузовую базу. Повторюсь, желающие поработать на 2-м терминале, превратить его в высокодоходный объект, есть. Но необходим переговорный процесс между руководством компании «Европиан Агро Инвестмент Юкрейн», портом и кредиторами. А модератором должно выступить Министерство инфраструктуры. К сожалению, только в конце июня решение проблемы, затронувшей интересы многих жителей Черноморска, сдвинулось с мертвой точки.

Поэтому сегодня, когда меня спрашивают о завтрашнем дне порта, я отвечаю просто: ГП «МТП Черноморск» в 2015 году насчитывал 4,3 тысячи работников, имел 526 миллионов гривен чистой прибыли, 12 инвестпроектов общим объемом 1 миллиард долларов, и стратегический план развития. Господа управленцы из Министерства инфраструктуры, за вас уже все продумали. Возьмите этот план развития порта и возрождайте славу предприятия.

— Недавно черноморские портовики были огорошены еще одной неприятной новостью о том, что в акваторию заходят частные буксиры. Это означает, что портофлот, являющийся одним из самых прибыльных подразделений ГП «МТП Черноморск», остается без работы. При этом законных оснований для недопуска частных буксиров нет. А как эту проблему можно решить? Или это невозможно?

— С данной проблемой я столкнулся еще тогда, когда руководил портом Южный. И мне сразу было понятно, что нежелание государства отрегулировать сферу оказания буксирных услуг в государственных портах, открыв ее для частных компаний, является миной замедленного действия, которая обязательно взорвется. Что в принципе сейчас и происходит. И в Черноморске, и в Одессе, и в Николаеве. И если в Одесском порту недополучение доходов от работы портофлота еще как-то можно перекрыть за счет других видов деятельности, то в порту Черноморск такой возможности нет. Ведь конкуренция изначально неравная. У государственного портофлота большая социальная нагрузка, жесткие обязательства перед работниками. Всего этого нет у частника.

Есть два решения данной ситуации. Надо либо на государственном уровне принять решение о том, что буксирные услуги являются специальной услугой, которую могут оказывать только государственные порты силами своего портофлота. Еще одно предложение — создать государственную буксирную компанию. Она бы предоставляла услуги для всех портов. Ведь потребность в буксирных мощностях во всех портах разная, она меняется в зависимости от динамики судозаходов и грузооборота. Государственная компания смогла бы оперативно реагировать на изменение производственной ситуации, перебрасывая в тот или иной порт столько буксиров, сколько ему необходимо.

К чему я веду? Вакханалия на рынке буксирных услуг вызывает естественный вопрос: а государство где? Неужели ему не нужны доходы? В угоду чьих интересов ответственные государственные структуры, прежде всего, Мининфраструктуры, делают вид, что ничего страшного не происходит? Халатность или непрофессионализм?

Сегодня много говорится о необходимости учиться работать в рыночных условиях. Согласен — надо учиться. Но забирать у государства абсолютно прибыльный сегмент портовой экономики, сферу буксирных услуг, которая способна не только себя окупать, но и платить налоги, создавать рабочие места, содержать флот, выполнять социальные обязательства — преступно. Я так считаю.

— А городская власть могла бы помочь порту Черноморск в решении его проблем? Задаю этот вопрос неслучайно. Ведь, насколько я знаю, вы являетесь сторонником идеи «муниципальных портов».

— Совершенно верно — я поддерживаю данную идею. Это опыт европейских стран, портовых городов. Муниципальная власть не должна стоять в стороне от проблем порта и делать вид, что ничего не происходит. Я, как человек, который претендует на доверие жителей Черноморска на выборах мэра города, считаю, что «страусиная» политика недопустима. И от проблем надо не прятаться, а их надо решать. Особенно с учетом того, что абсурдно ждать каких-то конструктивных предложений от Министерства инфраструктуры. Поэтому новая городская власть столкнется с сегодняшними проблемными вопросами по порту. К этому надо быть готовым.

Для меня решение очевидно. Необходимо разработать такую модель развития ГП «МТП Черноморск», которая бы и городской власти, руководству порта, и каждому члену трудового коллектива дала бы четкое понимание того, что ждет предприятие и его работников при реализации программы государственно-частного партнерства. Каждый работающий должен иметь представление, в каком направлении развивается предприятие. Сегодня такого понимания нет.

Исходя из этого, в должности мэра Черноморска, я рискну взять на себя ответственность и предложить министерству: «Ребята, раз вы не справляетесь, не понимаете проблем, не хотите этим заниматься, не слышите людей, то передайте порт муниципалитету». И мы сами придумаем, как привлечь инвестора, как сохранить рабочие места. Потому, что сегодня городской бюджет недополучает средства, люди в порту нищенствуют, получая копеечную зарплату, а тот инвестиционный потенциал, который есть у порта, вы никак не используете.

Гарантирую — я как городской голова никогда не буду стоять в стороне от тех процессов, что происходят в порту Черноморск.

Замечу, что предложение о создании «муниципальных портов» не новое, в свое время оно очень громко звучало, но реализации тогда помешали. Мне кажется, что сегодня Министерство инфраструктуры, услышав желание муниципальной власти Черноморска взять порт в зону своей ответственности, только вздохнет с облегчением. Если, конечно, в ведомстве нет другого плана, предусматривающего умышленное доведение предприятия до банкротства, массового сокращения людей и последующей продажи частному капиталу.

Если говорить об участии порта в развитии города, то я, прежде всего, выделил бы курортно-реакреационное направление, предусматривающее реанимацию, сохранение профиля тех объектов туристической инфраструктуры, которые сегодня выведены из эксплуатации. Это база отдыха «Радужный» с прилегающей территорией в 30 гектаров, где должна разместиться новая туристическая локация нашего города. Это профилакторий «Чайка», который тоже должен сохранить свой профиль, и поможет это сделать профильный инвестор. Это гостиница «Моряк», которая нуждается в основательной реконструкции. Она устарела с точки зрения номерного фонда, но расположена в самом центре города. Сюда должен зайти нормальный отельный оператор, который проведёт всю необходимую реконструкцию. Это портклуб, который тоже сегодня находится в запустении. Фактически работает только Летний театр и то от случая к случаю, а основная часть здания просто простаивает.

Мы сделаем инвестиционную карту тех локаций, которые должны работать на развитие туристического потенциала Черноморска. Это не пустые слова. И да, эта работа непростая. Но мы постоянно должны думать над тем, как наполнить бюджет города доходами, ведь эти доходы не возьмутся из ниоткуда. Время, когда городской власти можно было плыть по течению, безвозвратно ушло. Нужно работать, а не сидеть, закрывшись в кабинетах здания по проспекту Мира, 33. Надо шевелить локтями и привлекать в город инвестиции. Делать всё, чтобы создавались рабочие места, а Черноморск обретал такие курортно-рекреационные особенности, «фишки», как теперь говорят, которых нет у других приморских городов.

Самое главное, что должен делать руководитель, — это принимать решение и действовать. Тогда у города и порта будет будущее.

Автор: Интервью вели Олег Суслов и Наталия Смирнова

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013