|
Город и море: есть ли совместное будущее?
10.09.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 95-96(10942-10943) / Тираж: 10407
«Какой будет Одесса через 50 лет? Какую роль в развитии города сыграет море? Или морской век Одессы закончен?» — задают вопросы как простые горожане, так и местные политики и эксперты. Давайте обсудим эти вопросы и мы. Согласно прогнозам Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), опубликованным в 2016 году, совокупный вклад, вносимый морскими отраслями в мировое экономическое производство и занятость будет увеличиваться. Расширение экономической активности в Мировом океане к 2030 году увеличится до 3 трлн. долларов, а количество работающих возрастет почти до 40 млн. человек 50 лет тому вперед В прошлом году в китайском Циндао мне довелось побывать в составе делегации, направленной Министерством экологии Украины. Не буду скрывать, на родине Конфуция меня поразил музей будущего: на большой интерактивной панораме показано, как будет выглядеть провинция через 20—30—50 лет. Так и с Одессой: чтобы ответить на вопрос о роли моря в судьбе города, следует заглянуть на годы вперед. Какие факторы влияют на развитие города? Во-первых — геополитика. Следует смотреть дальше российско-украинского военного конфликта, прогнозируя и формируя будущее на глобальных и европейских «магистралях», используя конкурентные преимущества города, пролонгируя их на десятилетия. Во-вторых — экология. Засуха 2019—2020 гг. заставила многих наших соотечественников задуматься о реальности процессов изменения климата. Однако для Одессы не менее важен прогноз изменения уровня Черного моря: по информации экспертов киевской организации «Эко-Дія», под угрозой затопления в XXI ст. может оказаться 17,2% территории Одессы, включая важную транспортную, городскую инфраструктуру, промышленные и гражданские объекты. В-третьих — инновационные факторы. Прогноз и выбор преимуществ развития территорий (и городов) зарубежные партнеры связывают со смарт-специализацией (S3), которая ориентирована на поиск скрытых инновационных возможностей. Однако смарт-специализация города сработает лишь при учете того самого политэкономического «международного разделения труда» и учете преимуществ природного, ресурсного потенциала (в одесском случае — Черного моря). В-четвертых — наука и технологии. Сегодня мы активно боремся за общественный транспорт и новые трамваи, забывая о перспективе развития инновационных видов транспорта, включая городской воздушный, который может формировать городскую логистику к 2050 году. А кибернетические инновации будут развивать облик города и его жителей. И наконец, если мы справимся с этими четырьмя вызовами, решится и пятая задача — экономическая и финансовая стабильность, базирующаяся на подходах «голубой экономики». О ней далее. «Голубой рост» против «голубой экономики» Устойчивое развитие, «зеленая экономика» — глобальные концепции сменяют друг друга уже около 30 лет. Концепция «устойчивого развития» — продукт работы Брунтландской комиссии, результаты которой были опубликованы в докладе «Наше общее будущее» еще в 1986 году. Суть принципа в равности прав на природные ресурсы нынешнего и будущего поколений. Не устаю повторять, что концепция «зеленой экономики», появившаяся гораздо позже, в 2011 году, на конференции министров экологии в Астане, декларируется Программой «Экологизация экономики в странах Восточного партнерства». Её проводником является Организация экономического сотрудничества и развития. Однако концепция «зеленой экономики», к сожалению, в определенной мере ориентирована на консервацию экологического статуса стран «третьего мира». Но есть и хорошая новость: у Украины есть альтернатива — выполнение экологических обязательств в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Это без малого 35 экологических директив, сообщений, регламентов Европейской комиссии! Что же такое «голубая экономика»? В чем ее отличие от «зеленой»? Широко известно, что Мировой океан — это крупнейшая экосистема Земли. По мнению специалистов Всемирного фонда природы, это легкие планеты, обеспечивающие кислородом каждый второй наш вдох. Он является основным источником пищи для почти половины населения мира и обеспечивает около 80% биоразнообразия планеты. Годовой экономический продукт океана оценивается в два с половиной триллиона долларов США, что можно сравнить с седьмой по величине экономикой мира. Европейский Союз выделяет ряд базовых отраслей «синей экономики». К таким отраслям в ЕС относят добычу и производство живых ресурсов (рыболовство, аквакультура, переработка рыбной продукции), морскую добычу нефти и газа, портовую деятельность, реализацию водных проектов, морской транспорт, судостроение и судоремонт, прибрежный туризм. То есть главное отличие «голубой экономики» — это «морское базирование»! Но и более осмысленное отношение к механизмам экономического развития и финансов с целью не ограничения, а продвижения, роста. Но «голубая экономика» широко продвигается не только в Европе, но и в Китае, странах Юго-Восточной Азии. Еще более «продвинутой» стратегией, применимой для Одессы, является Стратегия «голубого роста», разработанная Европейской комиссией в 2012 году. Эта стратегия охватывает уже пять секторов морской экономики, но направлена она на инновационное развитие и удвоение морского экономического продукта до 2030 года. Приоритеты следующие: во-первых, это морская энергетика. Для нас это нереализованные пока проекты ветровых станций в акваториях. Добавить можно инновационные газогидраты, освоение шельфа. Пока движение в этом направлении сдерживается многими факторами. А газовые месторождения украинского шельфа надежно охраняются вооруженными российскими формированиями. Так что даже международной экологической экспедиции невозможно подойти близко. Во-вторых, это аквакультура. Официально разместить в морской акватории Украины мидийную ферму пока никому не удалось: ни ученым (при финансировании международных проектов), ни предпринимателям. Это как с «уборкой» танкера «Делфи»: все, что касается моря, покрыто институциональным параличом. В-третьих, морской туризм. Проще всего вспомнить о круизном туризме. Но все гораздо сложнее. Создание морской туристической инфраструктуры — это меньшее, что необходимо сделать для процветания города. А тут и стоянки для яхт, классные пляжи с международной сертификацией «голубыми флагами», а не «царапанье» берегов очередными апартаментами. Четвертое направление — «голубые» биотехнологии. После потери ведущих морских научных институтов в Крыму логично было бы развивать морскую науку в Одессе. Но нет! Никаких шагов за последние годы не предпринято. На грани выживания потерявший свое здание в прошлом году Институт морской биологии НАН Украины. Он требует помощи! Судорожное восстановление Министерства охраны природы, на полтора года «затерявшегося» в объединённом Министерстве энергетики, — «ненужный шок» для морской науки, давно требующей создания мощного экологического морского научного центра в Одессе. И наконец, использование ресурсов морского дна. Необходимо остановить паралич морской геологической науки. Поддержать исследования, а затем налаживать эксплуатацию различных ресурсов моря. Морская стратегия Стоит вспомнить еще два интересных направления в управлении морской средой. Это процесс морского территориального планирования, с которым связана отдельная Директива ЕС. Её имплементация пока не планируется, но она должна войти в предложения по «корректировке» Соглашения об ассоциации Украина — ЕС. Рамочная Директива о морской стратегии — основной документ, который должен формировать современную морскую экологическую политику Украины. На сегодня в контексте ее реализации разработана Программа морского мониторинга. Проведены начальные исследования, необходимые для того, чтобы составить представление: каким мы видим экологическое будущее Черного моря. К каким целям будем стремиться? Будет ли оно пустынным или станет привлекать туристов чистотой и разнообразием живой природы? А затем следует разработка системы мероприятий национального и локального уровня по достижению желаемого благополучного экологического статуса. Его реализация на местном уровне: от борьбы с морским пластиковым мусором до, возможно, выноса портовых мощностей за пределы города! * * * Да, у морской Одессы есть будущее. При условии, что мы, громада, не будем терять ни дня в его планировании и достижении. Будущее нашего города связано с консолидацией различных направлений морского бизнеса, «голубой экономики» на уровне международных стейкхолдеров, промышленных групп, европейских и международных партнеров. С использованием инноваций «голубого роста», развитием морской науки и технологий транспорта и логистики, аквакультуры, морского туризма, морского планирования акваторий и использования морского дна. Это будет город, где морскому бизнесу уютно. Нас ожидает кропотливая работа, но вектор морского развития, надеюсь, выбран правильно — его надо поддержать! Автор: Олег Рубель. Доктор экономических наук, профессор
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.016 |