ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Контрабанда, политика и СБУ – почему танкер Delfi так долго поднимали
11.09.2020 / Газета: Вести / № s / Тираж: 350000

Delfi не могли поднять из-за схем и бардака во власти

Танкер Delfi почти год лежал возле одесского пляжа и убрать его смогли лишь 10 сентября. Коллективная безответственность, контрабандные схемы и политические амбиции помогли одесситам и туристам сделать тысячи селфи на фоне лежащего на дне судна. Корабль оттащили от пляжа, но политические страсти вокруг него продолжают бушевать.

Vesti.ua разобрались, почему танкер смогли поднять лишь осенью и кто же стали главными героями и антигероями этой истории.

Контрабандная версия

Танкер Delfi сорвало с якоря в акватории порта “Южный” еще в ночь с 21 на 22 ноября 2019 года. Судно дрейфовало больше суток, а судовладелец не позволил членам экипажа покидать танкер, когда оно село на мель возле пляжа “Дельфин”. Украинских моряков удалось эвакуировать принудительно, а из Delfi начали вытекать нефтепродукты, которые были в его топливных баках.

Почему же судно поставили на якорь недалеко от пляжа, к которому его прибило, а не отбуксировали нормально в порт? Есть мнение, что владельцы судна очень не хотели контактировать с властями.

Депутат Одесского горсовета, бывший заместитель главного диспетчера Одесского порта Александр Захаров уверен, что танкер Delfi участвовал в контрабандных схемах. По словам Захарова, в последнее время Delfi занимался бункеровкой — заправкой судов топливом без акцизных пошлин и налогов.

Захаров также утверждает, что ранее это судно могло работать в другой схеме – ввозило в Украину топливо под видом экспортного продукта Одесского НПЗ. Это помогало уклоняться от налогов и экономить по 10 грн с каждого литра. Delfi мог за один такой рейд заработать около 10 млн грн прибыли. Учитывая, что судну 42 года и за границу его уже не пускают, в таких схемах оно уже технически не может участвовать, поэтому и перешло на схему с бункеровкой.

Участие в схемах пока что документально не подтверждено, хотя о них писали СМИ и говорят эксперты. Более того, очень сложно установить фактического владельца посудины. Последние пару лет танкером владели компании с британской регистрацией, а ходил он под флагом Молдовы.

Журналисты-расследователи публиковали информацию, что фактическим владельцем Delfi является предприниматель Олег Ковтунов. В СМИ есть немало материалов, в которых описываются его мошеннические схемы по торговле нефтепродуктами и перепродаже пляжей в Очакове. В 2008 году его исключили из Партии регионов, от которой он стал депутатом Николаевского облсовета. Якобы схемы с участием Delfi курировал в 2010-х годах олигарх Сергей Курченко.

Другой интересный момент – след СБУ в истории с танкером. Руководитель фирмы “Траншип” Андрей Иванов, который непосредственно занимался поднятием севшего на мель судна, обвинил “чекистов” в участии в вышеописанных контрабандных схемах.

В доме у начальника отделения АМПУ в Одессе Руслана Сахаутдинова 2 сентября был проведен обыск с участием спецназа и СБУ. Искали у Сахаутдинова документы о праве собственности на земельный участок. По словам Иванова, силовики помешали уборке с пляжа “Дельфин” танкера. В результате его фирма, которая занималась подъемом корабля, потеряла три дня.

“Delfi – грязное судно недобросовестных судовладельцев, которое использовалось в незаконных операциях с топливом. Это давняя схема, которая курируется СБУ. Две попытки судовладельцев в судебном порядке вернуть себе “утопленника” уже разбились о законную правовую позицию АМПУ в судах Киева и Одессы. СБУ таким образом решила тянуть время, чтобы подать другой иск”, – пишет Иванов.

Такие факты объясняют, почему корабль так долго лежал возле одного из центральных пляжей Одессы. Судно было очень проблемным и “светить” его не хотели ни владельцы, ни чиновники. Это лишь одна из причин.

Коллективный непрофессионализм

Сразу несколько инстанций перекладывали ответственность за поднятие танкера друг на друга. Сначала государство надеялось, что владелец сможет поднять судно за свои деньги. Владелец срывал дедлайн за дедлайном по разным причинам. То не подходила техника, то погода: обрывались тросы, техника цеплялась за морское дно, поднимался ветер.

Владельцу несколько раз отодвигали “дедлайн”, но он провалил все сроки. За дело лишь в середине лета взялась АМПУ.

Позиция государства, которое просто ждало, когда позорный корабль уберут с пляжа, объяснялась двумя факторами, которые объясняют нам наши источники:

нежелание тратить около 25 млн грн бюджетных средств. Государство не хотело тратить, а исполнители не желали брать на себя такую ответственность, чтобы за эти деньги на них не обрушился вал проверок;

указанные в предыдущей главе схемы. Владельцам давали возможность спокойно убрать Delfi и сделать вид, что ничего не произошло.

МЧС, Администрация морских портов Украины, Морская поисково-спасательная служба и Морская администрация размыли обязанности между собой, и никто не хотел отвечать за Delfi. Сюда же добавим и якобы интерес СБУ к танкеру.

Визит президента в Одессу ускорил процесс поднятия и буксировки судна. Он поручил взять это дело под контроль министру инфраструктуры Владиславу Криклию, а тот начал искать при помощи конкурса компании, которые бы осуществили подъем.

Политический инструмент

Местная предвыборная кампания уже стартовала, поэтому танкер Delfi стал одним из элементов выборов в Одессе. На поднятии судна регулярно пиарился мэр города Геннадий Труханов. Он даже исследовал состояние танкера, но реально на ситуацию с поднятием не влиял.

“Бокс по переписке” в “Фейсбуке” начался сразу после поднятия танкера со дна 10 сентября. Геннадий Труханов отрапортовал своим подписчикам о благой вести. В комментарии к нему пришел министр инфраструктуры Криклий.

“Товарищ мэр, а при чем здесь вы? Мэр не имеет отношения к судоподъему. Труханов не звонил ни мне, ни АМПУ или специалистам, выполнявшим судоподъем, с предложением помощи”, – написал Криклий.

Это не остановило Труханова, который продолжил публиковать посты с новостями о танкере. Криклий же заявил, что действия мэра – предвыборное безумие.

Это отличная иллюстрация взаимоотношений нынешней власти и мэра Одессы Геннадия Труханова. Видимо, “слуги народа” надеются все же опередить Труханова на выборах при помощи комика Олега Филимонова, поэтому и не стесняются атаковать мэра публично.

Одесский политический эксперт Ярослав Католик рассказал Vesti.ua, что Труханов, действительно, никак не причастен к поднятию судна. Впрочем, и власти нечем гордиться.

“Мэр лишь жаловался на то, что у него нет полномочий поднимать корабль. Ситуация показала неэффективность взаимодействия внутри власти. Все лишь перебрасывают ответственность друг на друга. На самом деле корабль был связан с “серыми” схемами, чиновники, политики и силовики это знали, поэтому всем было плевать на загрязнение акватории в 90 раз”, – говорит Католик.

Эксперт уверен, что в этой истории еще рано ставить точку. Поднятие Delfi обошлось государству почти в 25 млн грн, и вряд ли реальный владелец компенсирует эту сумму. Вся она ляжет на плечи налогоплательщиков, удастся разве что “отбить” немного денег на разрезке танкера на металлолом.

Автор: ОЛЕГ ТКАЧУК

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012