|
«И этот миг называется жизнь»
20.04.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 44 (11034) / Тираж: 10407
«И этот миг называется жизнь» Познакомились мы с Николаем Митрофановичем Вылкуном в мае 2016 года на международном фестивале искусств «Очаковский Ренессанс», который перерос в международный художественный пленэр «Очаков — украинский Барбизон», состоявшийся в сентябре того же года. Уже тогда Николай Митрофанович произвел на меня огромное впечатление своим ярким выступлением, неповторимой харизмой, открытостью, искренностью, естественностью и какой-то особой, беззаветной любовью к искусству и людям, огромным жизнелюбием. В нем сочетались, с одной стороны, яркость и театральность, а с другой — необычайная скромность и непритязательность. И главное, в свои почтенные года он был открыт для всего нового и неизведанного. Затем мы встречались в Одессе на художественных выставках, фестивале искусств «Украинские сезоны мира» в Одесском литературном музее. И только позже я узнала, что он лауреат конкурса «Люди дела» газеты «Вечерняя Одесса», заслуженный художник Украины, член НСХУ, член Союза театральных деятелей Украины, главный художник Одесского театра юного зрителя. Николай Митрофанович рассказал, что еще в 60-е годы, когда ставился спектакль о П. П. Шмидте «После казни прошу», пользовавшийся особым успехом у публики, он очень захотел побывать в городе, где проходил суд над участниками восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. И только через полвека состоялась встреча с Очаковом. Безмерно обрадовался приглашению на Очаковский пленэр. После многочасовой работы просто бродил по уютным улочкам и наслаждался долгожданным свиданием с городом, с его историческим прошлым, без которого сам город будет просто обезличен. Собор, музеи, памятники, интереснейшая экскурсия по городу… На углу возле музея Суворова его острый взгляд выхватил табличку «Юрист Мира», а на кладбищенской стенке понравилось объявление «Есть свободные места». Через историю и культуру особенно полюбил очаковцев, несущих в себе огромную любовь к культурно-историческому прошлому родного края. Эскиз костюмов «Шахматы» и картина «Ночь на Ланжероне» были подарены Очакову. А на втором фестивале искусств «Весенние ноты творчества» музею Р. Г. Судковского он подарил три качественные и интересно выполненные работы, оформленные в рамах, с реквизитами и каталожными данными: «Дом на берегу», «Очаковские катера в ожидании пассажиров», «Очаковские козочки». Сделать подарок от души — особенная радость для художника. Летом 2019 года Н. М. Вылкун пригласил нас с художником-иконописцем Инной Кузьминской в свою театральную мастерскую. Принимал нас, как самых дорогих гостей, представляя директору и работникам театра как представителей культуры г. Очакова, влюбленных в искусство. Сам провел для нас экскурсию по театру. Показал макеты-проекты к спектаклям, уменьшенные в 20 раз, но сделанные, как настоящие, очень искусно и изящно выполненные. В своей маленькой мастерской приоткрыл занавес на всю свою жизнь. А она у него была весьма нелегкой. Не буду пересказывать биографию Николая Митрофановича — читателям «Вечерней Одессы» она хорошо известна. Отмечу лишь, что выстоять в этой жизни, как сам признается наш герой, помогло чувство юмора. А корни его кроются, как оказалось, не так уж и глубоко. На родине Н. М. Вылкуна в Левадовке родился и жил известный советский сатирик Степан Иванович Олийнык. Николай учился в той же школе, сидел за той же партой, что и его знаменитый земляк. Некоторые даже считают их родственниками, так как Олийнык родился в 1908 году, а отец Николая — в 1907-м, и хаты их стояли рядом в Пасицелах, а когда вместе переехали в Левадовку, еще больше дружили между собой. А позже сестра Степана была у Коли классным руководителем. Вот такие родственные связи! В Левадовке открыт не только мемориальный музей Степана Олийныка, но и картинная галерея Николая Вылкуна. Ежегодно в начале апреля там проводится межрегиональный литературный фестиваль украинского юмора «Степанова весна», о котором он так увлеченно рассказывал на фестивале в Очакове, сравнивая «Весенние ноты творчества» со «Степановой весной». А в честь 55-летия своей творческой деятельности Николай Митрофанович подарил землякам 55 своих картин, моделей декораций, макетов и эскизов костюмов, афиш, фото и личных документов. В ответ на эти подарки односельчане вручили художнику знак «Почетный гражданин Левадовки». Это растрогало мастера до слез, так как почетными гражданами были Вицин, Никулин и Моргунов, которые впервые снялись в кинофильме «Пес Барбос и необычный кросс», созданном на литературном материале С. И. Олийныка. Картины — не единственный подарок художника: в 1994 году он написал десять больших храмовых икон для церкви Иоанна Богослова, которая была разрушена немецким снарядом, а затем восстановлена. К вере православной относится с особым трепетом. С детства благоговел перед иконами, с которых святые смотрят пронзительным взглядом, взывая к совести. Лично был знаком с предстоятелем УПЦ Владимиром Сабоданом, с которым в 2007 году в одной делегации побывал во многих православных святынях на Святой земле. Итогом поездки стала серия портретов священноначалия. В альбоме «Акварели», который он подарил музею Р. Г. Судковского, есть изображения храмов, которым он придает какую-то особую монументальность. Этот альбом — своеобразная творческая биография мастера: родная Левадовка, Андреево-Ивановка, Шершенцы, Кодыма, Тилигул, Одесса, Абхазия, Латвия, Словакия, р. Волга, г. Самара с ее деревянным зодчеством. Очень точную характеристику творчества Н. М. Вылкуна дает художник Инна Кузьминская: «Очень тонко «заточенным» глазом этот талантливейший художник, точно подмечая незамеченное, охватывает великое в… малом! Естественность и натуральность в его работах главенствуют над театрально-зрелищным, что является удивительным для художника сцены. Очень сложные и одновременно спокойные композиции, присутствующие в его работах, открывают его ВЫСОКИЙ ВКУС! Удивительно открытый и доброжелательный человек, как мне кажется, от избытка любви в сердце ко всем — и детям, и подросткам, и юношеству — чутким умом понимает любой возраст. Обаянием с искрой в глазах, творческой широкой душой, он заражает вдохновением и каким-то фанатично-преданным отношением к искусству. Я бы назвала его «дитя любви». От работ веет спокойствием и умиротворенностью. Мужская твердая и крепкая техника, не яркие, а как бы приглушенные цвета, так характерные для южнорусской школы, на которую опирается художник, придают работам черты реализма, но с романтическим налетом и даже элементами импрессионизма. В некоторых работах просматривается влияние японской гравюры. С большой любовью, каким-то необыкновенным теплом и ностальгией пишет художник покосившиеся крестьянские хаты и тыны, полуразрушенную ферму, хозяйственные дворы и постройки, «криныци» и бочки-водовозы, трубы и старые кресты на кладбище, скирды сена и пасеку… Все это зовется одним словом — Родина. Необычный ракурс присутствует и в изображении деревьев, которые как бы играют всеми красками: переплетенные ветви, причудливые корни, низко склонившиеся деревья, мутная гладь воды и лодки на ней. Уверенно и обобщенно пишет художник абхазские заснеженные горные пейзажи. Особое место в творчестве занимает городская архитектура, а также причалы, лодки, дебаркадеры, сейнеры, буксиры и яхты, написанные уверенной мужской рукой. Особый интерес представляет портретное творчество мастера, который очень тонко и точно улавливает характерные черты персонажей, любит передавать неудобство позы. И даже обнаженная натура — «ню» — у Вылкуна какая-то скромная и даже целомудренная. И все это передается очень скупыми средствами, что характерно для настоящего мастера. Работы можно назвать мимолетностями, так как пишутся они быстро, легко и непринужденно. Иногда рисунок наносится кистью с черной тушью или гелевой ручкой, а завершается акварелью. В любом случае, во всех работах четко просматривается независимость мышления, самобытность и отсутствие штампа. К 80-летию художника жительница Левадовки Раиса Цандур преподнесла ему свое стихотворение: Вечірня зірка місяць зустрічає, вишневим цвітом пахне у садку. Микола в хаті зошит свій хапає, біжить замалювати мить таку. На небо дивиться він пильно — які відтінки в ньому є? А зрозумівши все, повільно він цю красу передає. Давно зайшло за обрій сонце, і тихо-тихо у селі. Микола під своїм віконцем в садку малює босоніж. Батьків убогую хатину ніколи він не забував — Гніздечко бідної дитини, з якого в світ він відлітав. Нехай сміються тобі зорі! Неси свою красу у світ! Малюй! Показуй свої твори, так жить тобі багато літ! Автор: Светлана РОБУЛЕЦ. Очаков
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |