ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Дом Блещунова заждался гостей...
22.04.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 45-46(11035-11036) / Тираж: 10407

А ходить в гости к Музею нынче запрещено: пандемический карантин! Поэтому мы беседуем с директором муниципального Музея личных коллекций им. А. В. Блещунова, лауреатом нашего газетного конкурса «Люди дела» Светланой Остаповой... «но в тишине, но в тайне».

ЕСЛИ ОТКРОВЕННО, то можно бы задаться вопросом: а стоило ли под карантин закрывать и музеи. Музей — не театр и не концертный зал. Небольшие группы посетителей могли бы просто быть в медицинских масках. Но да уж ладно. Входные двери заперты, сотрудники музеев, в упомянутых масках, находятся на рабочих местах. Разрабатывают программы и отчетность, занимаются атрибуцией и систематизацией экспонатов, сочиняют проекты, упорядочивают сайты, снимают промовидеоролики.

Меня с порога ждал сюрприз: художественная выставка. Экспозиция успела поработать три дня, и тут объявили локдаун. Что ж: музейщики ждут объявления окончания карантина, после этого выставка поработает еще дней десять, с автором музей договорился. Как только, так и сразу!.. Этот художник стоит того, чтобы о нем все узнали. Знакомьтесь: Сергей Кириченко.

Я, знаете ли, близорука, а чтобы сфотографировать экспозицию, вынуждена снимать очки. И вот вижу: чудесная живопись! Автор представленных работ — изумительный колорист. По своему почерку, а точнее, по восприятию живой природы, он близок европейскому постимпрессионизму. Смотришь: не Гоген, так Ван Донген... нет-нет, никакого эпигонства, никаких стилизаций, никакого пластического цитирования — самодостаточный живописец, наделенный тонким и глубоким ощущением цветовой гармонии, музыкальностью, идеальным чувством ритма. К тому же обладающий на диво цельным мировосприятием.

Знаете, это ведь бич современного искусства — фрагментарность, расщепленность мышления, неумение связать целое. А Сергей Кириченко создает принципиально фрагментарную, камерную, минималистическую картину — и в ней читается многое такое, что осталось за рамками, ощутима смысловая глубина.

Много работ на этой выставке посвящено образам женщин. Эти картины пронзительно лиричны, иной раз слегка, по-доброму, ироничны и очень портретны, с четкими индивидуальными характеристиками «моделей». Хотя неизвестно, существуют ли конкретные «модели», — скорее, это навеянные, иконные, идеальные образы.

Все работы в высшей степени элегантны, но не холодны. Автор не дизайнер, он — драматург. И о его картинах можно сказать словами Поэта: «Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен». Сергею Кириченко внятно в этом мире нечто сущностное. Его работы излучают тепло, они обращены к душе зрителя.

В этом году отдыха не будетВ этом году отдыха не будет

...Ну, вот это всё пронеслось у меня в голове, и тут Светлана Остапова обратила мое внимание на фактуры. Я подошла вплотную к развеске, и... да это не живопись, ребята, это коллаж! А если точнее, то — тканевая аппликация. Коллаж предполагает соединение совершенно разнородных элементов, а здесь «пишут» картину, только не мазками кисти, а лоскутками.

И до чего живописно получается! Лоскутная живопись здесь существует на равных с масляной, темперной и гуашевой. А пресловутые фактуры тканей разных сортов придают изображению особенную игру света. И это же надо так подобрать лоскутья, заранее имея в виду определенный колорит: ведь ткани сплошь и рядом набивные, рисунчатые, да горошек, да клеточка.

...Сергей Кириченко, 1959 года рождения, окончил в свое время Одесское художественное училище имени М. Грекова; член Национального союза художников Украины. Его работы находятся в коллекциях Музея им. А. В. Блещунова, Одесского художественного музея, Хмельницкого художественного музея, Национального музея украинского народного декоративного искусства.

На выставке экспонируется порядка 30 новых работ художника.

НУ, А ТЕПЕРЬ — о планах: что готовит нам Дом Блещунова (это неофициальное название музея мы и будем здесь употреблять далее). Сегодня планы строить трудно, говорит Светлана Остапова. Однако наметки имеются.

Скоро, 15 мая, народам стран и континентов отмечать Всемирную ночь музеев! Снимут ли локдаун? Не станем полагаться на обстоятельства, имеющие характер природного катаклизма. Подготовим нашу ночь в режиме онлайн. В нынешнем году ICOM (Международный союз музеев) задал тему: «Музеи в будущем. Обретение заново и переосмысление». Тема не популярная, а сугубо научная. Можно догадаться, что она ставит целью мониторинг существования музеев в экстремальной ситуации, каковой оказалась пандемия коронавируса.

Разумеется, Дом Блещунова тут имеет свои наработки. Дело идет о частичном изменении и значительном расширении функций музея, о приобретении новых навыков его научными сотрудниками. О новых формах взаимоотношений с публикой.

Один из весомых ответов на вызовы локдауна — наполнение Всемирной сети культурным продуктом, который занимает приличествующее ему место на сетевых каналах, выдерживая конкуренцию со всевозможным популярным блогерством и политическими ток-шоу. Музейщики заодно и проводят мониторинг зрительского спроса: маркер такового — количество просмотров и «лайков».

Так, на канале Zoom Дом Блещунова осуществляет свой проект «Медленное искусство» — Slow Art. Это интерактивное общение публики с искусствоведами, с возможностью модерации (например, целевого, индивидуального подключения микрофона), с обменом размышлениями и мнениями. Построено общение как часовая или полуторачасовая беседа об одном-двух экспонатах из музейного собрания. Такая обратная связь на «сеансах медленного искусства» принесла музею множество живых откликов, привлекла к Дому Блещунова новых симпатиков.

ФрагментФрагмент

ОРИГИНАЛЬНАЯ издательская деятельность — тоже «конек» современного музея. Например, в рамках программы департамента культуры и туризма Одесского горсовета «Я — одессит» Дом Блещунова выпустил книжку-комикс-раскраску для детей «Подорожуємо Музейним Всесвітом разом з кицею Марісель». Книжицу разработала и нарисовала заведующая выставочным отделом Дома Блещунова Мария Апрятова, имеющая дипломы одесской «Грековки» и одесского «худграфа». Книга рассказывает малышам, что такое музей и как надо в нем себя вести.

«Киця» Марисель, между прочим, реальный персонаж: музейная дворовая кошка Маруся, она же — Марисель Дворская-Брехунец, одесская «дворянка», которую подкармливают сотрудники Дома Блещунова.

...Непременный аспект сегодняшнего музейного бытия — участие в конкурсах на соискание грантов, в том числе от Украинского культурного фонда. В связи с этим проводится предметное изучение и атрибутирование отдельных коллекций музейного собрания. «Не нужно пренебрежительно называть эту деятельность грантоедством, — говорит Светлана Остапова. — Грант — сложная работа. Придумать идею; написать проект; аргументировать его; выиграть конкурс; осуществить проект; и отчитаться за каждую копейку: в сжатые сроки и при весьма сложносочиненном отечественном бюджетном законодательстве. На соискание гранта отваживаются не все».

Ежегодно Одесский горсовет выделяет Дому Блещунова некоторую сумму на реставрацию экспонатов, и один-два экспоната реставрируются в Киеве, в Национальном научно-исследовательском центре Украины, либо в его Одесском филиале. Реставратор — это теперь, к сожалению, дефицитная профессия в Украине. А Музей личных коллекций имени А. В. Блещунова организует реставрацию своих коллекционных предметов на протяжении 25 лет. Это подразумевает постоянную научную работу по атрибуции (установлению подлинности, авторства, прототипа, эпохи создания, страны происхождения вещи, ее стиля и т.д., и т.п.) и подготовке экспоната к выдаче.

Готовится к открытию новая, третья, редакция официального сайта Дома Блещунова, подробнейше разработанная, с многочисленными и разветвленными отсылами, с 3D галереей, то есть, возможностью осмотра предмета со всех сторон, с играми-шарадами — поистине энциклопедический вариант электронной ипостаси музея, данный на украинском, русском и английском языках.

Ведь напомню вам, читатель: Дом Блещунова даже и по сей день является уникальным музеем в Украине и одним из весьма немногочисленных — в мире. Его профиль — история материальной культуры. Искусство долговечно, жизнь коротка, и мы в залах Дома Блещунова воочию видим, как руки безымянных мастеров украшали быт, вносили красоту в рутинную повседневность.

Возникло у меня и некое предложение к Одесскому горсовету. Дом Блещунова создал маленький промоушн видеоролик, из которого ясно: это — Музей Чудес. Вот если бы наш горсовет изыскал возможность полюбовно договориться с владельцами рекламных носителей в Одессе: бескорыстно поддержать музейную культуру демонстрацией 20-секундных видеороликов, созданных музейщиками. Клип, он цепляет и сходу западает в сознание...

Автор: Тина Арсеньева

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.019