ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Образовательная экосистема: какой ей быть?
30.03.2023 / Газета: Вечерняя Одесса / № 25-26(11265-11266) / Тираж: 10407

В Черноморске по инициативе председателя Одесской военной администрации Юрия Крука и при поддержке народного депутата Сергея Колебошина состоялся масштабный форум «Образование в условиях войны: вызовы и возможности их преодоления». В нем приняли участие директора школ и внешкольных учреждений, педагоги из всех громад Одесского района. Тем самым был дан совершенно четкий ответ на вопрос: надо ли говорить о качестве образования и путях его повышения в условиях войны? Конечно, да. Потому что современное образование, его доступность и развитие — это основа основ успешного будущего нации.

«Дети должны получать качественное образования даже в условиях войны»

Этот тезис стал основным в обращении к участникам форума главы Одесской районной военной администрации Юрия Крука. Понимая, как важно обеспечить присутствие детей в классах и их непосредственное общение с педагогами, первостепенное внимание уделяется вопросам безопасности. Освоено 58 миллионов гривень на обустройство укрытий для детей, которые приходят в школу. 104 школы из 224 уже предоставляют возможность обучаться очно или очно-дистанционно. Это неплохой результат, но надо двигаться дальше, и возвращать детей и учителей в школу, чтобы хотя бы половина школ Одесского района работала в офлайн режиме.

«Если не возродим систему профессионально-технического образования, не будет кому восстанавливать страну после победы»

Столь категоричен был нардеп Сергей Колебошин. Возрождение системы ПТУ должно учитывать запросы современной Украины, а не копировать старые подходы. Впрочем, это не единственный вызов, на который придется искать ответ. Так, есть немало третьеклассников, еще ни разу не побывавших в школе — сначала этому помешала ковидная пандемия, а затем война. Каким окажется багаж знаний таких детей, когда они, наконец, смогут переступить порог школы? Насколько им удастся найти общий язык с учителями? Как будут интегрироваться в отечественный образовательный процесс те из 20% уехавших из страны за рубеж школьников, кто решит вернуться? Ведь кто-то из них сегодня обучается онлайн по украинским программам, кто-то посещает учебные заведения других стран, а кто-то, увы, лишен возможности учиться. Кроме того, на 2019 год отставание системы образования Украины от аналогичных систем стран СНГ оценивалось в один год, сейчас, из-за полномасштабной войны, оно увеличилось до двух лет. Все эти нелегкие проблемы предстоит решать. И решать их нужно будет в послевоенной Украине очень быстро.

«Вызовы были и раньше»

Так считает директор одесской начальной школы № 275 Теодор Оробец. Каждый год, в феврале, школы обязательно переживали карантин и потому учителя имели определенный опыт работы в дистанционном режиме. Он пригодился и в ковидный период, и особенно сейчас. На второй день ковида 4 педагога школы уже работали онлайн, а через неделю — вся школа. И вообще, по мнению директора, работа в школе — это духовная сфера, а не техническая. И к ученикам надо относиться как к партнерам. Тогда многие проблемы перестанут существовать.

«Не вовремя? Еще как вовремя!»

Такую оценку участники форума давали всем предложенным темам для обсуждения. А они были весьма разноплановыми и даже неожиданными.

Иван ЮрийчукИван Юрийчук

Так, заместитель начальника Государственной службы качества образования, кандидат юридический наук Иван Юрийчук отметил, что работа педагога должна быть качественной всегда, вне зависимости от внешних обстоятельств. И сам педагог устанавливает ту планку профессионального уровня, которую будет поддерживать.

Была продолжена тема образовательных потерь и образовательных разрывов, поднятая Сергеем Колебошиным. Шел разговор о ключевых моментах вступительной кампании 2023 года. Место внешнего независимого оценивания вновь займет мультидисциплинарный тест. Не остались без внимания вопросы психологического сопровождения образовательного процесса в условиях военного времени (в такой поддержке нуждаются и педагоги, и ученики, и родители), а также методы самооценки учреждений образования. Они еще не так давно появились в практике работы украинских школ, но уже доказали свою эффективность для выявления проблемных моментов как в учебно-воспитательном процессе, так и во взаимоотношениях учитель-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель. О разных подходах к самооцениванию рассказала заместитель начальника управления Государственной службы качества образования в Одесской области Ольга Дума.

Не раз на форуме звучало словосочетание «образовательная экосистема». Экосистемный подход в образовании весьма популярен во всем мире, хоть и находится пока на стадии становления. И консенсус относительно того, что такое «образовательная экосистема» еще не сложился. При этом лидеры-практики интуитивно ощущают разницу между «экосистемными» и «неэкосистемными» методами управления. Экосистемный подход ведет к изменению наших способов учиться, мыслить, жить и действовать на принципах взаимосвязности и сотрудничества. В образовании это позволяет перейти от иерархических систем, основанных на принуждении и насилии, к сетевым моделям совместного добровольного обучения и развития.

Как один из самых актуальных участникам форума видится вопрос реформирования системы образования. Этот процесс притормозил ковид, затем вмешалась война, но реформа назрела и ее придется осуществлять, судя по всему, под руководством нового министра образования Оксена Лисового. Отечественная система образования должна максимально точно соответствовать требованиям времени.

В завершение хотелось бы привести слова главы Одесского районного совета Виталия Барвиненко. Он пожелал участникам форума в последний раз собираться в условиях войны. А на следующем форуме уже отпраздновать победу и порадоваться за систему образования, которая уверенно выстояла в самых серьезных испытаниях последних лет. Думаю, с таким прекрасным пожеланием согласны все.

Автор: Светлана Комисаренко

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013