События, происходящие вокруг одного из крупнейших в Европе судостроительного производства – холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод», расположенной в Николаеве, ставят в тупик не только сторонних наблюдателей, но и опытных экспертов. Во-первых, очень трудно сообразить, зачем предприятие его нынешним собственникам, купившим более 90% акций холдинга на приватизационном конкурсе осенью 2003 года за 111,305 млн. грн., что всего на 5 тыс. грн. превышало стартовую цену объекта. Во-вторых, еще более непонятна позиция государства, равнодушно взирающего на уничтожение огромного промышленного гиганта. Причем, что уж вовсе парадоксально, уничтожению холдинга молчаливо потворствовали как Кабинет Януковича, так и Кабинет Тимошенко.
Действия нынешних собственников ЧСЗ – россиян братьев Игоря и Олега Чуркиных – немотивированны и парадоксальны. Логично предположить, что производства холдинговой компании покупались для развития основного вида деятельности – судостроения, как это и предусмотрено договором купли-продажи, который заключен между государствами и покупателем – «Николаевской малотоннажной верфью», действовавшей в интересах Чуркиных.
Однако результаты их деятельности за прошедшее время свидетельствуют о том, что Чуркины не имели ни портфеля судостроительных заказов, ни намерения возрождать это мощное предприятие, единственное в бывшем СССР специализировавшееся на строительстве авианосцев. Только в 2004 году объемы реализации продукции на ЧСЗ сократились в девять раз по сравнению с прошлым годом и составили смехотворные 11,4 млн. грн. При этом общий доход предприятия от реализации материальных ценностей составил 218,6 млн. грн., а остаточная стоимость основных фондов за это же время сократилась со 163,3 млн. грн. до 12,3 млн. грн. Иными словами, производственная деятельность холдинговой компании была заморожена, а вместо этого ее собственники приступили к масштабной распродаже имущества завода и выведению активов холдинга в другие юридические лица. За все прошедшее время на территории огромного конгломерата производств, где можно строить не менее двух десятков судов в год, не заложено и не построено ни одного судна, даже скромного буксира или рыбацкой мотофелюги. Зато имущество предприятия хищнически уничтожается и распродается. Дело идет к тому, что скоро ЧСЗ превратится в жуткую индустриальную пустыню. И хотя холдинг весной заключил договор с норвежцами на строительство двух судов, совершенно непонятно кто, за счет каких ресурсов и из чего будет строить эти заказы. Ведь на предприятии не осталось высококвалифицированных специалистов, нет запасов металла, необходимого для сборки корпуса, уничтожена львиная доля оборудования и даже технологическая оснастка многоразового использования, без которой работы на стапеле грозят увеличиться в несколько раз по сравнению с нормативными сроками.
Добавим к этому упорное нежелание собственников погасить долги по зарплате, конфликт с городскими властями Николаева и неоднократные нападки на зерноперевалочный терминал сельскохозяйственной компании «Нибулон», построенный на выкупленном у ЧСЗ небольшом участке с глубоководной набережной, который самими корабелами никогда не использовала для строительства кораблей.
По поводу политики собственников существуют разные мнения. Уже практически никто не верит, что они собираются возобновить судостроительное производство. Достаточно напомнить, что по условиям договора с государством, объем переработки металла на предприятии по состоянию на 1 января 2006 года должен составлять 60 тыс. тонн в год. Поскольку завод стоит, оборудование уничтожается, а также с учетом длительного производственного цикла в судостроении, даже если бы собственники захотели выполнить это обязательство и принялись за работу прямо сегодня, для достижения такого объема переработки металла им потребовалось бы несколько лет.
Так чего же хотят братья Чуркины?
Одна из версий – полностью распродать заводские активы, а потом то же самое сделать и с территорией ЧСЗ. Другая – за Чуркиными стоят российские спецслужбы, которые хотят уничтожить ЧСЗ – могущественного конкурента российских судоверфей, которые сегодня активно осваивают рынок международных военных заказов, и строят крупные боевые корабли, в первую очередь для Индии. Дошло до того, что россияне продают индийцам модернизированные авианосцы, которые строились в советское время на ЧСЗ. Разумеется, им хотелось бы строить корабли на собственных верфях и украинские конкуренты им ни к чему. Возможен и третий вариант – россияне хотят контролировать николаевскую верфь, как раз для того, чтобы возобновить военное кораблестроение и крупнотоннажное судостроение. Однако в таком случае, для чего же последовательно уничтожать холдинг?
Еще более непонятна позиция государства, которое до сих пор не спешит разорвать договор купли-продажи с нерадивыми собственниками, а первый вице-премьер Анатолий Кинах, сам в прошлом квалифицированный корабел, питает необъяснимую слабость к Чуркиным. В Николаеве живо обсуждается поведение чиновников Кабмина. И в самом деле, что это: приземленная недалекость и некомпетентность или же явное проявление коррупции? Других разумных объяснений просто не придумать.
Тем временем ЧСЗ стал клиентом известного на украинском информационном рынке медиа-агентства KLMgroup (не путать с известной европейской авиакомпанией). Специалисты агентства обещают разработку новой пиар-политики холдинга, включающей создание нестандартных информационных поводов, проведение специализированных мероприятий и медиа-кампаний с использованием прессы и телевидения.
Пиар – дело хорошее. Вот только «нестандартных информационных поводов» в деятельности собственников ЧСЗ и без того достаточно. Как бы не оказалось, что самым «нестандартным информационным поводом» станет окончательная гибель некогда процветавшего предприятия, скрыть от общественности которую не помогут потуги самых опытных и квалифицированных пиар-менеджеров.