Когда-то в конце девяностых тогдашнему российскому холдингу «Сибирский алюминий» (впоследствии – «Русский алюминий») довелось апробировать новую на то время технологию влияния на коллективное сознание и формирование общественного мнения. В Москве «СибАл» разместил целую серию бигбордов, призывающих государство и производителей первичного алюминия отказаться от толлинговых схем, т. е. от работы на давальческом сырье. Тогда это был прогрессивный шаг, который давал возможность пополнить российский бюджет за счет таможенных сборов и пошлин, налоговых отчислений, суммы которых при переходе алюминиевых заводов России от толлинговых к обычным экспортным схемам работы ощутимо возрастали. Выдвигая такие требования, компания, хотя и несла финансовые убытки, но зато повышала свой имидж «патриота российского государства».
Прошли годы. Теперь уже самому «Русскому алюминию» довелось столкнуться с подобной информационной кампанией. Только на этот раз – в украинском Николаеве и «РусАл» выступал в качестве мишени анонимных критиков, как фактический собственник Николаевского глиноземного завода.
Нет, с толлингом у нас все в порядке, хотя еще долгое время после прихода «РусАла» на НГЗ компания продолжала перерабатывать бокситы в глинозем как раз по толлинговой схеме. Вопрос в другом – в обманутых ожиданиях части рабочих глиноземного и тысяч мелких акционеров.
Еще в начале нынешнего года в самых людных местах Николаева – возле рынков и транспортных развязок появились бигборды, компрометирующие «РусАл». Рекламные доски были двух типов: на одних сообщалось, что российские собственники НГЗ обманули 26 тыс. мелких акционеров завода и уволили 5 тыс. работников предприятия, а другие содержали бесхитростное требование: «РусАл», руки прочь от НГЗ!»
Обилие рекламных щитов с «наездами» на «РусАл» и отсутствие должной публичной реакции со стороны заводского руководства изрядно повеселили местную публику. Однако вскоре авторам пришлось поплатиться за свои художества.
Началось с того, что во время визита в Николаев, в конце апреля, первый вице-премьер Анатолий Кинах потребовал от губернатора Александра Садыкова снять все «антирусаловские» щиты. Вслед за этим НГЗ обратился в суд и управление по делам защиты прав потребителей с требованием наказать не только заказчиков «щитового наезда» (ранее никому не известную общественную организацию «Закон и порядок»), но и собственников рекламных конструкций (три николаевских рекламных фирмы). Управление по делам защиты прав потребителей удовлетворило требования администрации НГЗ, обязав «Закон и порядок» разместить на тех же досках опровержение и уплатить 12 тыс. грн. штрафа. Но судебное разбирательство продолжается до сих пор.
Единственное, что успел сделать суд – отказать в той части иска, где истец требует призвать к ответу собственников рекламных конструкций.
Кто стоит за общественной организацией «Закон и порядок»? По предположениям наблюдателей, это либо окружение экс-директора НГЗ Виталия Мешина, сперва снятого с должности режимом Кучмы (его он поддерживал на выборах 1994 года), а затем использованного в борьбе «СибАла» за контроль над заводом и брошенного на произвол судьбы после победы. Возможно, это люди, работавшие на НГЗ вместе со ставленником тогдашних конкурентов «СибАла» – компании «TWG» Николаем Набокой.
Примечательно, что среди рекламных фирм, разместивших щиты с критикой компании «РусАл» было и предприятие, которое связывают с авторитетным николаевским предпринимателем, президентом областной федерации бокса Олегом Богомазом, который ранее активно сотрудничал с В. Мешиным в части толлинговых поставок бокситов на НГЗ.
Хотя недоброжелатели «РусАла» не достигли своей конечной цели – нанести ощутимый удар по позициям холдинга, или вообще вытеснить его с предприятия, определенного резонанса они добились. Их главная козырная карта – даже не бывшие рабочие НГЗ, попавшие под сокращение по прихоти новых собственников, а 26 тыс. бывших миноритарных акционеров завода, лишенных своих акций по решению общего собрания акционеров путем принудительного выкупа по цене намного ниже номинала. Добиться защиты своих прав в судебном порядке им непросто, поскольку суд Корабельного района г. Николаева признал легитимным собрание акционеров ОАО «НГЗ», на котором было принято решение о деноминации акций, впоследствии вылившееся в их выкуп у миноритарных акционеров и перерегистрацию НГЗ в общество с ограниченной ответственностью.
Тем временем «РусАл» продолжает действовать в рамках привычной концепции формирования позитивного имиджа компании, эксплуатируя тему социальной ответственности бизнеса. Среди последних нововведений – система дотационного питания рабочих за счет предприятия и их бесплатная доставка на завод, расположенный в 14 км от города.
Увеличение производительности НГЗ с 1 млн. до 1,3 млн. тонн в год, а в перспективе и до 1,6 млн. тонн, реализация программ социального партнерства, широкая благотворительная деятельность в Николаеве, тесное сотрудничество с местными органами власти позволяют «Русскому алюминию» твердо сохранять свои позиции на НГЗ. Во всяком случае, недавние разговоры о возможной реприватизации гиганта украинской цветной металлургии уже к середине лета полностью утратили свою актуальность.
Однако в Николаеве сохраняется масса недовольных, которые считают, что «РусАл» их «кинул». И не исключено, что вслед за «войной щитов» они предпримут очередные экстравагантные шаги, чтобы подпортить кровь российским собственникам предприятия.