ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Черноморский судостроительный завод: чего нам ждать?
10:13 / 31.01.2007

Холдинговая компания «Черноморский судостроительный завод» (ЧСЗ) – крупнейшее судостроительное предприятие Украины, которое в советское время производило авианосцы, крейсеры, поточно-позиционным способом строило до 25 – 27 океанских траулеров в год. На предприятии работали свыше 30 тыс. человек, для Николаева оно являлось градообразующим. После обретения Украиной независимости завод потерял военные заказы, выпал из системы ВПК. Отсутствие опыта самостоятельного поиска заказов, гиперинфляция и вымывание оборотных средств, гибельные для отрасли с длительным производственным циклом и низкой рентабельностью, привели к тому, что предприятие попало в сложное экономическое положение. Холдинг остро нуждался в приходе стратегического инвестора с опытом работы в судостроении.

Заинтересованность в его приватизации проявляли ряд мощных отечественных и иностранных структур. Однако по непонятным причинам они не приняли участие в приватизационном конкурсе. Контрольный пакет в 90,25% акций холдинговой компании «ЧСЗ» осенью 2003 г. купила на конкурсе Николаевская малотоннажная верфь (НМВ) – небольшое предприятие, созданное на базе одного из цехов ЧСЗ, но структурно не входящее в его состав. Собственниками контрольного пакета акций НМВ являлись граждане России – братья Олег и Игорь Чуркины.

За прошедшее с момента приватизации время Чуркины проводят политику уничтожения холдинга. За три года их руководства предприятием, здесь не построено ни одно судно, зато распродаются активы. Основу в структуре доходной части ЧСЗ составляют судоремонт и распродажа основных фондов. Трудовой коллектив сокращается, долг по зарплате не погашен.

Новые собственники холдинга знакомы с судостроением лишь понаслышке. Однако это не помешало им уничтожить профессиональный костяк коллектива, что крайне затрудняет возобновление нормальной производственной деятельности. Одновременно Чуркины осуществили ряд манипуляций с заводскими активами, проведя целостный имущественный комплекс завода через уставные фонды нескольких юридических лиц и организовав допэмиссию акций, которые были не проданы, а переданы одному из юридических лиц в обмен на «мусорные» акции неликвидных предприятий. Реализация такой схемы привела к тому, что если даже холдинг будет возвращен в госсобственность, государству останется лишь «голое» юридическое лицо без активов и примерно с 500 млн. грн. долгов. Впоследствии в судебном порядке допэмиссия и передача активов были признаны незаконными, но выполнить решения судов крайне непросто.

Несколько лет продолжается конфликт ЧСЗ с зерноторговой компанией «Нибулон», которая в 2002 г. за 80 млн. грн. выкупила у холдинга объект незавершенного строительства – 7 га пустынной территории, где в советское время планировали создать специализированную достроечную набережную для авианосцев с ядерными силовыми установками – и построила здесь терминал для экспорта зерновых. Терминал со всех сторон окружен территорией ЧСЗ и акваторией, администрация завода неоднократно пыталась воспрепятствовать доступу на объект и его нормальной работе.

Собственники ЧСЗ остро конфликтуют и с городской властью, оставляя местный бюджет без налогов и сборов, отказываясь погашать долги по коммунальным услугам и одновременно требуя от мэрии погасить старые долги городской власти перед ЧСЗ. Также Чуркины отказываются передавать на баланс города заводские общежития и даже попытались в судебном порядке отобрать у городской общины намывную территорию одного из жилых микрорайонов.

Невыполнение условий договора купли-продажи холдинга еще в начале 2004 года обратило на себя внимание группы парламентариев. Они создали комиссию по отслеживанию ситуации на холдинге. Однако депутатский контроль не остановил прогрессирующего упадка холдинга, а неоднократные обещания Чуркиных возобновить судостроительную программу с обнародованием конкретных графиков, сроков, и даже показной закладкой судна ничем не закончились.

Поначалу новое руководство облгосадминистрации весной 2005 года провело изучение ситуации и попыталось радикально решить проблему ЧСЗ, отобрав холдинг у нынешних владельцев. Однако после вмешательства в ситуацию А. Кинаха (его считают главным лоббистом интересов Чуркиных) ситуация резко изменилось. Облгосадминистрация устранилась от решения проблемы ЧСЗ, а сам А. Кинах потребовал от сторон конфликта не мешать Чуркиным. Впоследствии А. Кинах отмежевался от поддержки Чуркиных, и облгосадминистрация вновь ужесточила свою позицию, однако затягивание времени привело к тому, что производственной и кадровой базе холдинга был нанесен непоправимый удар.

Практически все партии в отношении ЧСЗ имеют общую позицию – реприватизировать холдинг, найти нового эффективного собственника. Уникальная ситуация в Николаеве привела к созданию осенью 2005 г. «Комитета спасения ЧСЗ», в который вошли представители идеологически противостоящих партий. Всех их объединило стремление спасти крупнейшее украинское судостроительное предприятие. «Комитет» стал выразителем резко негативного отношения к Чуркиным, преобладающего в Николаеве. Более того, многие наблюдатели высказывают опасения, что при вмешательстве российских спецслужб осуществляется технология сознательного и планомерного уничтожения холдинга, который является конкурентом для российских верфей и теоретически может возобновить крупнотоннажное военное кораблестроение. Косвенным свидетельством этого является тот факт, что поддержку Чуркиным оказывал посол РФ в Украине В. Черномырдин.

Политика в отношении ЧСЗ дискредитирует нынешнюю власть в глазах николаевцев. В период президентской кампании В. Ющенко обращался к рабочим-черноморцам и обещал, что после избрания проблема холдинга станет для него одной из первоочередных. Однако ничего полезного для ЧСЗ В Ющенко так и не сделал, а прокуратура, обязанная адекватно реагировать на многочисленные нарушения закона со стороны Чуркиных, отрабатывает ситуацию слабо. Иск по признанию недействительным договора купли-продажи ЧСЗ, поданный ФГИУ, прокуратурой был поддержан лишь формально.

Тем временем Чуркины, стараясь поддержать собственное реноме, проводят масшатбную PR-акцию в общенациональных СМИ.

Перспективы дальнейшего развития ситуации неясны. Что ждет ЧСЗ в будущем – сегодня сказать с уверенностью не берется никто. Однако в связи с истечением трехлетнего срока для выполнения инвестобязательств, закрепленного в договоре купли-продажи ЧСЗ, можно ожидать, что государство активизирует свою деятельность, в попытке отобрать холдинг у нынешних нерадивых собственников.


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код: *
 
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *   Ваш e-mail:
Коментар: *
Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні новини:
19:46 19.04.2024
17:48 19.04.2024
16:56 19.04.2024
15:15 19.04.2024
14:36 19.04.2024


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012