Тягостные впечатления оставил у многих николаевцев визит в город министра транспорта и связи, социалиста Николая Рудьковского. Если год назад его приезд в столицу украинского кораблестроения вызвал эйфорию и радужные ожидания скорых перемен к лучшему, то теперь…
Напомним, год назад, Н. Рудьковский начал свою бурную министерскую деятельность с того, что буквально «выдавил» с должности начальника Николаевского морского торгового порта Василия Капацыну. Тогда, на встрече с хозяйственным активом отрасли в офисе стремительно воссозданного не без его участия ГП «Дельта-лоцман», он с удовлетворением доложил о том, что В. Капацына написал заявление об увольнении по состоянию здоровья. «Пусть человек подлечится», – иронично констатировал министр, после чего подверг деятельность В. Капацыны (кстати, своего однопартийца) на посту руководителя порта разгромной критике. Обвинений прозвучала масса. Главные из них сводились к очевидной коррупции или же хозяйственной беспомощности. Действительно, по словам (тогдашним словам) министра, грузооборот порта рос быстрыми темпами, тогда как прибыльность его работы в расчете на тонну переваленного груза снижалась. Кроме того, в порту по заключенным В. Капацыной договорам о совместной деятельности появилась масса коммерческих структур, использовавших портовую инфраструктуру с выгодой для себя и без особой пользы (если верить «прошлогоднему» Н. Рудьковскому) для самого НМТП. После ухода В. Капацыны проверкой этих договоров о совместной деятельности занялся Фонд госимущества, к ним проявила пристальное внимание лично госпожа Семенюк, должно быть, искавшая следы коррупции в деятельности своего однопартийца В. Капацыны. Словом, под давлением обстоятельств Василий Капацына ушел в отставку «по болезни». А Н. Рудьковский, чтобы совсем уж растопить суровые сердца николаевских корабелов, напоследок пообещал в недельный срок разработать в Минтранссвязи и представить на рассмотрение программу вывода из кризиса николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара – единственной государственной верфи, сохранившейся в городе. Министр обещал загрузить завод государственными заказами по линии Минтранссвязи.
С тех пор прошел уже год. Естественно, никакой программы от Минтранссвязи по поводу загрузки завода им. 61 коммунара николаевцы так и не увидели. Но зато нынешний визит министра оказался крайне интересным и безо всяких программ.
Главная сенсация – возвращение В. Капацыны в кресло начальника порта. То ли оставленный год назад руководитель успел за это время по совету министра «подлечиться» (причем настолько, что с помощью подчиненных умудрился выиграть судебную тяжбу по признанию незаконным назначения вместо себя начальником НМТП Александра Бессонова), то ли «порешал вопросы» в Министерстве, то ли что-то еще, но только николаевцы увидели совершенно иное отношение министра к старому-новому начальнику порта.
Во-первых, Минтранссвязи 19 июля восстановил «выздоровевшего» В. Капацыну на посту начальника НМТП. Правда, тут же с этой должности его уволили распоряжением «Укрморпорта», но Н. Рудьковский объяснил, что только Минтранссвязи как высший орган исполнительной власти в отрасли имеет право назначать руководителей профильных предприятий – по итогам конкурса или по решению суда. Поэтому восстановление в должности В. Капацыны сомнению подлежать не должно. А на просьбу прокомментировать поручение Виктора Януковича, данное Николаевскому губернатору Алексею Гаркуше «в трехдневный срок решить кадровую проблему в морпорту» (т. е. убрать оттуда Капацыну), Рудьковский заявил буквально следующее:
– Я думаю, премьер-министр поддерживает мое решение. Есть четкие задачи перед руководством портом... Но очень часто бывает, что высших должностных лиц неправильно информируют, пользуясь той или иной ситуацией.
Тут же Н. Рудьковский упомянул о том, что с возвращением В. Капацыны в порту появилась положительная динамика (это за месяц то работы!). К сожалению, в этот раз он не стал анализировать прибыльность работы порта в свете вновь этой положительной динамики, как делал это год назад, не критиковал В. Капацыну за договора о совместной деятельности, не упрекал его в том, то он работает не на государство, а в интересах конкретных бизнес-структур. Словом, если бы мы не знали Н. Рудьковского в лицо, можно было бы подумать, что под его именем скрывается совершенно другой человек. На таком удивительном фоне тот факт, что министр запутался в географии, и не мог отличить Херсонскую область от Харьковской, вообще прошел незамеченным.
Рудьковский не только пел сладкие дифирамбы начальнику НМТП, в отношении которого прошлой осенью метал громы и молнии. Еще он попытался оправдаться по поводу многочисленных железнодорожных аварий. По его словам, при Георгии Кирпе, которого нельзя назвать плохим министром транспорта, за год сошло с рельсов 948 вагонов, а за 2007 год – меньше 200. В прошлом году на железной дороге погибло 6 человек, в этом – ни одного. Конечно, хотелось бы во все это верить. Но после того как николаевцы так и не увидели обещанной Рудьковским программы вывода из кризиса «коммунаровской» верфи, после «реабилитации» министром В. Капацыны (кстати, если он считает, что год назад был неправ в отношении этого человека, так бы прямо и сказал, публично извинился бы перед Василием Николаевичем, и вопрос был бы снят), поневоле начинаешь задумываться о разработке программы по борьбе с кризисом доверия по отношению к самому министру.
Если судить по реальным действиям Н. Рудьковского, его поездка была чистой воды предвыборной агитацией. Николаевским портовикам он заявил прямо: «Лучшая ваша благодарность – это поддержка на выборах». Да только кто поддержит социалиста Рудьковского после таких необъяснимых кадровых метаморфоз и откровенного обмана николаецев?