Экономический кризис является главной темой для разговоров, прогнозов, оценок и суждений последнего времени. Если прежде экономические проблемы коснулись, прежде всего, строительства и банковского сектора, то теперь разрушительная волна рецессии ударила по всей экономике.
К примеру, по оценке депутатов областного совета, потери научно-производственного комплекса газотурбостроения «Зоря-Машпроект», который и без того почти в два раза сократил производство, составят больше 40 млн. евро, николаевские порты потеряют 20% грузопотока, серьезные экономические трудности испытывают все без исключения судостроительные предприятия Николаева и судоходные компании. Если одним приходится замораживать строительство новых заказов и сокращать рабочую неделю, то другим – увольнять экипажи и ставить теплоходы на прикол. Что тоже является большой проблемой, поскольку возможности причальных стенок в портах и судозаводах в Украине ограничены, а длительный простой судна на рейде обойдется судовладельцам слишком дорого, хотя бы из-за необходимости держать на нем часть экипажа и постоянно работающие электрогенераторы для обеспечения живучести. Помимо судостроения и транспортной отрасли (ведь Николаевская область – экспортноориентированный и вдобавок транзитный транспортный регион, поэтому проблемы внешнего рынка являются для нас особенно чувствительными), больше других пострадают металлурги и сельхозпроизводители.
С глубоким прискорбием вынуждены констатировать, что кумулятивный эффект от снятия сбережений граждан с депозитов и срочного их вложения в потребительские товары уже сошел на нет. Если и остался ажиотажный спрос, разве что на иностранную валюту и драгоценные металлы. Уже в 1,5 раза упали продажи в николаевских магазинах торговой сети «Фоксмарт» и в 3 раза – в «АБВ-технике». А продажи автомобилей в целом по городу за последние месяцы снизились на 50%. Это – оценка все тех же депутатов Николаевского областного совета.
По оценке руководства Региональной торгово-промышленной палаты Николаевской области, настоящий кризис еще только на пороге. По-настоящему тяжелые времена ждут николаевцев в феврале – апреле, а возвращение на сегодняшний уровень, по оптимистическим оценкам – не раньше 2010 года. Причем нынешний кризис существенно отличается от того, который пережила Украина в минувшем десятилетии. Тогда нарождающийся бизнес, традиционные предприятия, и граждане вовсю использовали колоссальные запасы материальных ресурсов оставшихся от Советского Союза, сохранялась в неплохом состоянии инфраструктура.
Теперь же страна все в большей мере начинает ощущать последствия инфраструктурного кризиса. Косвенные свидетельства этого – падающие балконы и дома, взрывы изношенных газопроводов и бесконечные аварии на водоканализационных сетях, старые трамваи и троллейбусы, из-за неудовлетворительного технического состояния, убивающие собственных пассажиров, сходящие с рельсов вагоны, разбитые дороги с низкой пропускной способностью, становящиеся причиной многочисленных ДТП и многое другое. Конечно, радикально обновить инфраструктуру в условиях постоянной нехватки средств было невозможно. Однако кое-что в этом направлении можно было сделать, пусть за счет жестких и непопулярных мер. Если брать отдельно взятый Николаев, то масштабный ремонт дорог пять лет назад можно было бы провести куда качественнее. Ведь нам обещали, что эти дороги прослужат 12 лет без капремонта, тогда как некоторые из них уже сегодня превратились в сплошную полосу препятствий. Можно было сэкономить существенные средства за счет отказа от эксплуатации троллейбусных линий, поскольку все они дублируются маршрутками и потому чудовищно убыточны. Наконец, как кощунственно это не прозвучит, на средства, направленные на строительство новых корпусов Муниципального коллегиума (а это более 40 млн. грн.) можно было бы купить минимум 20 новых трамваев, отремонтировать километры путевого хозяйства и контактной сети, многие километры водопроводно-канализационного хозяйства и т. д.
Впрочем, все приведенные выше примеры – частности. Главное – в другом. Наша инфраструктура так и не стала желанным объектом для инвестиций, средством привлечения капитала. А ведь сколько было прекрасных инвестпроектов: строительства новых жилых микрорайонов (старое жилье катастрофически и ветшает и становится опасным для проживающих в нем граждан); капитальной реконструкции объектов горводоканала за счет европейских кредитов, строительства за счет японского займа объездного моста, реконструкции наших дорог и многое другое. Но все это было заболтано, задавлено коррупцией и политическими интригами, безнадежно похоронено в череде бессмысленных прожектов и обещаний.
Что же делать теперь? По оценке специалистов, направления выхода из кризиса примерно следующие. Это реформирование финансового сектора, развитие внутреннего рынка. Более эффективное использование института госзакупок для стимулирования развития отечественной экономики, госзаказ и привлечение инвестиций на реализацию крупных инфраструктурных проектов: строительство дорог, мостов, аэропортов. Коренное реформирование жилищно-коммунального хозяйства, его демонополизация, перевод на рыночные рельсы, внедрение энергосберегающих технологий и привнесение в стоимость услуг ЖКХ инвестиционной составляющей.
На местах много можно предпринять для преодоления последствий кризиса. Именно поэтому разработкой антикризисной программы занялись уже не только городские, но областные власти. Главное, чтобы предпринимаемые меры были эффективными, носили реальный, а не демонстративно-декларативный характер, были действительно направлены на преодоление кризиса, а не на повышение собственного политического веса. Ну, и, конечно, все должны понимать, что даже титанические усилия местных властей не смогут победить кризиса, если они не будут поддержаны на государственном уровне. А происходящее в Киеве давно уже вызывает полное неприятие, более того, ставит под сомнение сам факт стабильного существования базовых институтов государства. В борьбе за власть политики уже слишком заигрались, им давно пора остановиться. Иначе к кризису финансово-экономическому добавится острый кризис государственности, в результате которого Украина может перестать быть единой державой. Вот тогда «массаж деревянной ноги» будет уже действительно не к месту.