Сегодня, когда подведены итоги первого года работы новой власти, эксперты практически единогласно говорят о том, что прошедший год стал для страны не просто годом потерянных возможностей. Все намного хуже. Это время войдет в новейшую историю Украины как время стремительного отката назад. И речь не только о свободе слова, внутренней цензуре на СМИ, издевательстве над Конституцией и превращением судебной системы в придаток президентской власти. Речь об экономике, где нам обещали невиданные успехи и вхождение в двадцатку наиболее развитых стран мира в 2020 году.
О том, что между декларациями власти и ее реальными действиями – пропасть, сказано много. Тем не менее, вот еще один пример. В Программе экономических реформ Виктора Януковича на 2010 – 2014 гг. определяется, что основной причиной неэффективности отечественного сельского хозяйства является низкая инвестиционная привлекательность аграрного сектора, в том числе из-за непредсказуемости админрегулирования и ограничений на экспорт сельхозпродукции. Чтобы преодолеть эти «негаразды» Президент ставит себе задачу уже до конца 2010 года дать гарантии невмешательства государства в ценообразование на сельхозпродукцию и отказаться от ограничений ее экспорта.
На деле все вышло прямо противоположным образом.
Еще с начала осени 2010 года под разговоры о якобы низком урожае государство де-факто ограничило экспорт зерна. Официальных решений, правда, не принималось, но таможня и другие контролирующие структуры под различными надуманными предлогами не давали загруженным экспортным зерном судам покинуть акватории портов Николаева и Очакова. В результате в регионе пострадали как сравнительно небольшие трейдеры, так и СП «НИБУЛОН» – крупнейший отечественный производитель и экспортер зерновых, главный офис которого и часть производственных мощностей находятся на территории Николаевской области. «НИБУЛОН» через суд признал действия таможни неправомерными и теперь пытается добиться возмещения ущерба в размере 1 млн. долларов.
Но это цветочки. Ягодки появились позже. В октябре Кабмин ввел, а затем продлил до конца марта квоты на экспорт зерновых культур. Дальше пошли разговоры о том, что квотирование продлят до 1 июня. Но и это еще полбеды. Главная проблема в том, что механизм распределения квот оказался крайне запутанным и непрозрачным, называя вещи своими именами – коррупционным. Так, в требуемые сроки Минагрополитики просто не выдавало участникам рынка заключения о наличии у них зерна, необходимого для подачи заявки на получение квот. Вернее выдавало, но только своим, «правильным» компаниям. В итоге, как свидетельствует ряд украинских Интернет-изданий, монопольное право на распределение квот получил близкий не только к министру агрополитики Николаю Присяжнюку и продовольствия, но и к самому главе государства бизнесмен Юрий Иванющенко, известный также как Юра Енакиевский. Он практически открыто в ручном режиме распределяет квоты, взимая при этом так называемый «налог Юры Енакиевского» – что-то около 20 долларов с тонны. В итоге те, кто хочет торговать любой ценой – платят, кто предпочитает работать в правовом поле – приостановили свой бизнес.
Не зря мы завели речь об СП «НИБУЛОН». Эта компания полтора года назад приступила к реализации программы возрождения судоходства на Днепре и Южном Буге, стоимость которой, по последним доступным данным, оценивалась в 470 млн. долларов. Эти средства на открытие новых филиалов по всей стране, строительство линейных элеваторов, речных терминалов, формирование собственного несамоходного и буксирного флота компания привлекала, главным образом, в виде иностранных банковских кредитов. Однако еще в октябре с введением квот «НИБУЛОН» прекратил закупки зерновых. Далее компания временно отказалась от планов строительства новых терминалов и наращивания дедвейта своего флота. Оказались под угрозой срыва и контракты на поставки зерна, заключенные с зарубежными партнерами. В итоге страдает не только зернотрейдер – страдают судостроители николаевского завода «Вадан Ярдс Океан», для которого в условиях кризиса «НИБУЛОН» оставался единственным серьезным заказчиком, страдают строители, теряются рабочие места в других отраслях. Разумеется, снижаются и поступления в бюджет. Но главное, страдают аграрии, которые в условиях ажиотажа на мировых рынках могли получить высокую цену за свое зерно, но теперь, похоже, вынуждены будут продавать свои товарные запасы за бесценок, если вообще хотят хоть что-то получить. А перепродадут зерно на внешнем рынке и получат прибыль те самые приближенные к власти юры енакиевские и связанные с ними структуры.
Еще один факт, лежащий на поверхности. По мнению президента Украинской аграрной конфедерации Леонида Козаченко, зарубежные банки и компании, вкладывавшие деньги в развитие аграрной инфраструктуры Украины, также рискуют понести большие убытки. Ведь невозможность исполнять экспортные контракты из-за непредсказуемых действий государства является форс-мажором, который несложно доказать в суде. В итоге операторы украинского рынка не вернут заемных средств не из-за собственных просчетов, а по вине государства. Очевидно, что в таком случае кредиторы будут требовать возврата своих денег с государства, а международный имидж Украины, и без того крайне сомнительный, упадет еще ниже. Уже сегодня директор департамента агробизнеса ЕБРР Жиль Меттеталь открыто дал понять, что вкладывать деньги в украинский аграрный сектор в сегодняшних условиях – самоубийственно: «Имея желание вложить деньги, я не стал бы инвестировать в аграрную отрасль Украины, учитывая сложившиеся здесь условия, я бы инвестировал в Бразилию, демонстрирующую развитие рыночных основ экономики». И это говорит представитель банка, предоставившего предприятиям украинского АПК в общей сложности 1,3 млрд. евро кредитов!
Между тем, власть продолжает фонтанировать идеями. В Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект, предусматривающий введение государственной монополии на экспорт зерновых культур. На предлагаемое новшество резко отреагировала Американская торговая палата (АТП), заявив, что принятие такого закона не только ликвидирует свободный рынок, но и приведет к экономической изоляции Украины. В АТП отмечают, что в случае принятия закона, будет установлена монополия одной или нескольких компаний в сфере экспорта пищевых продуктов и сельскохозяйственной продукции. Кроме ухудшения репутации Украины и причинения финансовых и коммерческих убытков, эти шаги будут противоречить юридическим обязательствам по поддержке свободной торговли и иностранных инвестиций, которые наша страна приняла на себя в рамках ВТО и других международных договоров. Словом, о зарубежных инвестициях, по крайней мере, в аграрный сектор, можно будет смело забыть. Больше всего пострадают от этого даже не экспортеры, не нашедшие общего языка с властью при посредничестве, скажем, того же Юры Енакиевского, а именно селяне – производители зерна.
Напоследок нельзя удержаться от риторического вопроса по поводу «Украины для людей!». Так для каких же конкретно людей существует Украина? Не для тех ли, фамилии и «погремухи» которых хорошо знает каждый из нас.