ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




О цветке весеннем
17.04.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 44(2907) / Тираж: 7500

У меня есть два повода сегодня не молчать. Во-первых, расцвел горицвет. Во-вторых, одно из уникальных мест цветения этого весеннего солнечного цветка, пока еще сохранившееся в наших знойных южных краях, открыл для редакции газеты «Вечерний Николаев» такой же уникальный человек — почетный гражданин города Николаева, директор хладокомбината «Фрост» и давний друг журналистов Владимир Иосифович Тулуб. Два эти явления — совместимы. И вот почему.

- Пора ехать, горицвет расцвел! — это звонит в редакцию Владимир Иосифович. И говорит таким тоном, будто бы это дело государственной важности, не терпящее отлагательств. Если разобраться, то так оно на самом деле и есть. Потому что горицвет (адонис весенний) — растение, ставшее в последнее время редким явлением в нашей Николаевской области, теперь занесено в Красную книгу, появляется в апреле на склонах балок только на нетронутых целинных землях. Да и то далеко не везде. А там, где чувствует себя в безопасности, где не распаханы тракторами, не вытоптаны целинные земли. Одно из таких уникальных мест еще сохранилось — это Волчья балка неподалеку от Новой Одессы, а точнее, за полузаброшенным селом Женево-Криворожье. Чтобы увидеть это необыкновенное чудо, нужно спешить. Горицвет появляется одним из первых по весне, выбрасывает свою сочную пышную зелень и ярко-желтые цветы, вспыхивает, как будто солнце разбросало на еще не проснувшейся земле брызги своих лучей. И так же быстро угасает, дав возможность другим растениям пробиваться на свет Божий.

Это было в прошлом году. Тулуб, как обычно, поехал в свои родные края в Новоодесский район проведать родных. В селе Женево-Криворожье, где жила семья Тулубов, теперь живет сестра Владимира Иосифовича, здесь же похоронен отец. В последнее время его особенно тянет в родные края, изрезанные степными балочками, где прошло детство и значительный отрезок его жизни. И острее, четче вспоминаются эпизоды из детства и юности. В тот раз, в послепасхальные поминальные дни балочка была покрыта первыми весенними цветами. Увиденное растревожило душу. И Владимир Иосифович решил поделиться своей радостью с журналистами.

В этом году мы снова отправились туда смотреть на весеннее цветение. То ли зима была снежной, напитала влагой землю, то ли мы попали в самый пик цветения, но Волчья балка на этой неделе была особенно красивой. Ярко-зеленые островки горицвета, разноцветные дикие ирисы, нежные желтые коврики лапчатки гусиной. И еще один сюрприз — целое поле диких гиацинтов (гиацинтик бледный) напоминало сизое облако, спустившееся на эту благодатную землю с небес.

Опьяненные витаминным ароматом пробивающейся весенней травки, горицвета, ирисов, фиалок, гиацинтов, рассыпались по балке, кланяясь каждому цветку и каждой букашке. А Тулуб ходил гордый и счастливый. Как стратег, командир, победитель, хозяин! Именно он причастен к этому уникальному явлению и именно он знает тайны, которые хранит Волчья балка. И в который раз мы удивлялись, как в этом человеке сочетается деловой рациональный человек, хозяин, руководитель, политик и — романтическая, лирическая, даже нежно-сентиментальная натура. Владимир Иосифович и сам, как горицвет — непредсказуемый и искренний, светлый и щедрый, романтический и весенний, а потому — «краснокнижный». Таких в наше время почти не бывает. Может вспыхнуть то гневом, если видит лентяев или неумех в любом деле, то яркой восторженностью, искренним приступом щедрости, доброты к людям, которых любит и которым доверяет. Его главная жизненная заповедь: «Мало быть деловым человеком. Надо быть порядочным человеком». И порядочность в его понимании — это не просто отдельные поступки в отдельных ситуациях (не подвел, не предал), а в масштабном, большом, неосязаемом глазом понимании.

Волчья балка — островок нетронутой дикой природы, являющийся частью заповедной зоны местного значения, и в самом деле, содержит много тайн. Их знает Тулуб, не оставшийся равнодушным и пытающийся разгадать эти тайны сам по прошествии многих лет. Он сам, как и эти растения, врос в эти края корнями. Но разговор у нас получается не только о природе, цветочках-лютиках.

Владимир Тулуб — дитя войны. В своей многодетной семье он вырос в Женево-Криворожье, почти на окраине Новой Одессы. Именно здесь в 1944 году разворачивались жестокие бои при форсировании реки Южный Буг.

- Я не могу до сих пор забыть эти события, — рассказывает Владимир Иосифович Тулуб. — И чем старше становлюсь, тем чаще и четче вспоминаю детство, и задумываюсь над тем, кто мы есть и зачем пришли на эту землю... Я был свидетелем той страшной войны, для себя давно разобрался в этой трагической истории. После того, как Южный Буг не удалось форсировать с ходу, и наплавной мост в районе Андреевской переправы был разгромлен немцами в щепки, а наши войска понесли ощутимые потери, — в Новую Одессу стало прибывать наше подкрепление. Ожесточенные бои в районе переправы продолжались. В каждой хате, в том числе и нашей, размещали раненых. Окровавленные бинты, запах пота и крови, стоны и крики раненых по ночам я запомнил на всю жизнь. Воздушные налеты немцев случались по нескольку раз в день. Лишь заслышав гул самолетов, мы скатывались в погреб. Кстати, наш дом был потенциальным объектом для атаки вражеских самолетов. Рядом с нашей хатой, считай, во дворе, было оборудовано пулеметное гнездо для стрельбы по самолетам. Бомбы взрывались рядом с хатой. Прямого попадания было достаточно, чтобы всей нашей семьи не стало. Может — случай, может, ангел-хранитель уберег от смерти.

Война запомнилась эпизодами. Вот мальчишки ищут корову на берегу реки, когда утихла очередная атака (как же, корова была для семьи главной кормилицей). Вместо коровы увидели, что берег реки устелен убитыми. Какой-то дед сказал: «Тысяч десять, не меньше...» Эта цифра поразила. А ведь это было только после одного боя. Потом хоронили летчика, спускавшегося с подбитого самолета и расстрелянного немцами. Потом — вороны кружили в степи над погибшими. По реке плыли мертвые тела...

А вот еще вспомнился эпизод, только события эти происходили раньше, в 1941-м, когда наши войска отступали. Именно здесь проходила линия обороны Николаева. И именно здесь, в Волчьей балке (тогда еще тут было брошенное село — остатки бывшей немецкой колонии), в одной хате два солдата держали оборону, вдвоем — против огромного количества наступавших немцев. В разоренном доме, прямо в печном дымоходе пробили дырку, установили пулемет. Один набивал диски и подносил патроны, другой — стрелял. Несколько часов они героически сопротивлялись, но силы были неравными. Пулеметчика немцы взяли в плен, а того, кто подносил патроны, зверски убили.

Воспоминание об этих безымянных героях, их оставшемся неизвестным подвиге не давало Тулубу покоя. Спустя много лет он попытался искать имена этих людей — писал в Москву, в Центральный военный архив в Подольск. Но оттуда пришел ответ: приезжайте, мол, сюда, ищите сами. А ведь многие имена удалось установить, найти родных. Прах некоторых защитников Николаева после войны родственники увозили на родину, перезахоранивали.

- Я знаю, почему в наших краях, под Новой Одессой, было такое скопление войск. Немцы наступали, шли по старому, еще дореволюционному Елисаветградскому тракту, обозначенному у них на картах, — Владимир Иосифович показывает следы заиленной и размытой дождями булыжной дороги, проходившей по Волчьей балке. — А когда советские войска освобождали наши края, то кратчайший путь при форсировании Южного Буга на Одессу пролегал именно здесь — в районе Новой Одессы — Ковалевки. Вот почему по этой Волчьей балке шли и шли наши солдаты, тащили по раскисшим от мартовской распутицы дорогам орудия и боеприпасы. Даже танки не могли пройти, только лошади и люди... Место переправы было выбрано неудачно — именно в этом месте Южный Буг в ту весну разлился до четырех километров. И немцы с противоположного высокого берега отбивались ожесточенно. Получается, зря было погублено столько наших солдат. Тогда казалось, что живого места на этой земле не осталось. Все — прошло. Теперь здесь цветы...

Вот какой разговор получился в Волчьей балке, в окрестностях Новой Одессы, где буйными яркими островками сейчас сияет горицвет. Все поросло травой и цветами. Только не память.

Война — это только эпизод из жизни. Она прошлась по жизни Владимира Тулуба, простого сельского паренька, оставила в душе незабываемый след, преподнесла суровый урок. Когда война началась, Володе было 7 лет, а когда закончилась — уже 11. Мама сама учила его читать и писать. А учиться по-настоящему пришлось начать уже после войны — догонять, перегонять. После школы Владимир Тулуб поступил в железнодорожный техникум. Дальше — первая работа по специальности, далеко, на Дальнем Востоке, в монгольских степях, затем служба в авиации, диплом об окончании Иркутского авиатехнического училища. После армии вернулся в Николаев, по комсомольской путевке пошел работать на кирпичный завод, который после возглавил. Женился, работал, растил детей. Долгое время работал в потребкооперации. В 90-е годы В.И.Тулуб возглавил хладокомбинат «Фрост» — пришел фактически на развалины и своими руками, предприимчивостью, талантом и нервами сделал из него процветающее предприятие.

Газета «Вечерний Николаев» не раз уже писала об этом интересном человеке, знающем, талантливом руководителе, яркой личности. О его энтузиазме, несгибаемости и оптимизме. Интересно в нем то, что за какое бы дело он ни взялся, доводил его до конца (как банально о таком незаурядном человеке!). Летать на самолетах? Пожалуйста. Делать кирпичи? Сколько угодно. Обеспечивать всю область, вплоть до самых отдаленных сел, промышленными и продовольственными товарами? Так и это не обошлось без Тулуба, без его новаторских и рационализаторских идей. А уж как он делал мороженое на «Фросте» — так об этом не понаслышке знали все мальчишки и девчонки Николаева, которым он устраивал целые городские праздники. И особенно — юные корреспонденты и читатели детской газеты «Малек» (бывшее приложение «Вечернего Николаева»), которых В.И.Тулуб щедро награждал мороженым за победы в творческих конкурсах.

Каждый раз, увидев своих друзей из «Вечерки», Владимир Иосифович восклицает: «Как я люблю журналистов!». А потом, подумав, добавляет: «Но не всех, отдельных». Наверное, дело не в журналистах. Точнее, не только в них. Тулуб уважает профессионалов, чем бы они ни занимались. Тех людей, которые умеют не говорить, а делать. Потому и сам он, за что бы ни взялся, умел организовать производство так, что в конечном итоге оно становилось лучшим. Он сам выдвигал идеи, строил планы, иногда, казалось, неподъемные, и сам же их реализовывал.

- Я сельской закваски, — любит повторять Владимир Иосифович. — А сельские приучены к работе с раннего детства — обрабатывать огород, носить воду из колодца, заготовлять корм для домашних животных, чистить, убирать, добывать себе еду. И характер у сельских твердый, закаленный. У нас в семье было семеро детей. Мама Александра Прокофьевна и отец Иосиф Николаевич очень любили своих детей, жалели и не хотели, чтобы мы выросли бездельниками. А хотели, чтобы мы научились какому-то конкретному делу, умели пробить себе дорогу сами. А потому заставляли работать так, чтобы не стыдно было перед самим собой и людьми. Отец прививал нам уважение к своей фамилии, к своему роду.

Был такой случай, уже после войны. В полях развелось много сусликов — мелких грызунов, которые поедали много злаков. Тогда в стране объявили всеобщую борьбу с этими «обжорами», чтобы спасти урожай (были голодные годы), мобилизовали на это дело школьников. За сусликов полагалось вознаграждение. Охота на сусликов была устроена в виде соревнования. Чтобы поймать этого зверька, нужно было налить в норку воды, а когда он выскочит — ловить. Володя Тулуб с друзьями решили проблему иначе: на деньги, полученные за первый «улов», купили капканы. За сезон Тулуб поймал 6,5 тысячи грызунов! Занял первое место и был награжден фотоаппаратом «Пионер». Но дело не в подарке, а в победе. Отец очень гордился своим сыном. Он тогда сказал: «Надо всегда стремиться быть первым в любом деле». Такое мнение отца дорогого стоило.

Однажды В.И.Тулуб решил написать книгу о своей жизни. Об отце и маме, своих братьях и сестрах. О том, как учился, женился, как работал и добивался успехов сам. Есть тут и о жене Надежде Степановне, сыновьях Владимире и Викторе, невестках, двух Иринах, внуках — Игоре и Алине. Эту книгу Владимир Иосифович посвятил своим детям, внукам и всем последующим поколениям Тулубов. Он, как когда-то его отец, хотел сказать своим потомкам, что, кем бы они ни стали в жизни, свое дело должны делать на совесть, к своей фамилии относиться с уважением.

...Мы бродим по целинным холмам Волчьей балки, любуемся цветением первых весенних цветов, слушаем увлекательные рассказы В.И.Тулуба о войне, детстве, семье. Может быть, немного сумбурным получился рассказ. Но он — правдивый.

- Владимир Иосифович, а где же сейчас суслики? — полюбопытствовал кто-то из журналистов, не видевший этого зверя никогда. — Покажите норку.

Мы все вместе искали хоть одну норку — напрасно. Может, эти зверьки не попались на глаза, а может, и вовсе исчезли (не из-за той послевоенной кампании — после они прекрасно жили и размножались). Так же, как исчезают от чрезмерного вмешательства цивилизации другие виды флоры и фауны. В последнее время все больше их становится уникальными и «краснокнижными». К примеру, как эта Волчья балка, которую теперь надо спасать и беречь.

От редакции:

17 апреля Владимиру Тулубу исполняется 75 лет. «Вечерка» искренне поздравляет этого замечательного человека с юбилейным днем рождения. Желаем Вам, Владимир Иосифович, прежде всего, здоровья. А еще — новых дел и новых свершений. Чтобы душа не старела и не унывала. Жизнь — продолжается!

Автор: Екатерина Наточа.

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Американський стартап Toothio – новий напрям інвестицій Roosh Ventures
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.

Сила духу і оптимізм: «Давня Казка» презентує пісню та кліп «Будьмо» про єдність українців
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.

Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.028