|
Возвращение «Дианы»
22.04.2010 / Газета: Южная правда / № 44(22634) / Тираж: 24600
Запорожскую и Николаевскую области роднит не только расположение на берегах морей (соответственно Азовского и Черного), не только ежегодная курортная суматоха на морском побережье, но и некоторые страницы истории. Например, связанные с Петром Петровичем Шмидтом — одним из руководителей Севастопольск ого восстания 1905 года на крейсере «Очаков». Его детские и юношеские годы прошли в Бердянске, а на Николаевщине — трагическое для морского офицера-вольнодумца время. В Очакове есть музей П.П. Шмидта, в Бердянске — музей семьи Шмидтов. Не так давно бердянский музей пополнился уникальным экспонатом. Об этом — рассказ в публикации журналиста бердянской газеты «Південна зоря» Александра Киосева. «Диана» — грузовой пароход из серии судов большого тоннажа, названных именем богов и богинь греческой мифологии («Церера», «Юнона», «Диана» и прочих), принадлежащих Российскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ). «Диана» был построен в 1899 году в Германии в городе Киль на Говальдс Верке. Это было большое современное грузовое судно длиной 105,15 м, шириной 14,02 м, высотой борта 8,17 м. Судно имело одну паровую машину тройного расширения мощностью 1800 инд. л. с. Скорость груженого судна составляла 10,5 узла. Топливом для котлов служил каменный уголь. Значительная часть жизни парохода «Диана» в дореволюционный период связана с судьбой Петра Петровича Шмидта. После ухода в 1896 году из военно-морского флота и плавания на судах Добровольного флота на Дальнем Востоке («Орел», «Тамбов», «Кострома») П. П.Шмидт переходит на работу в РОПиТ. Служит старшим помощником, капитаном на его судах «Игорь», «Полезный», «Святой Николай» и в течение трех лет командует «Дианой». Этим периодом своей службы в торговом флоте он всегда особенно гордился, хотя отдельные эпизоды его трехлетнего капитанства на «Диане» могли стать роковыми в его жизни. В ноябре 1903 года «Диана» совершила переход из Риги в Одессу в условиях штормовой погоды. Двое суток П. П.Шмидт бессменно находился на капитанском мостике и ушел отдыхать только тогда, когда море немного успокоилось. Ночью вблизи Дании в связи с грубой ошибкой вахтенного офицера «Диана» наскочила на каменную гряду. Двое суток продолжалась борьба за спасение судна, но она оказалась безрезультатной. Оставив на судне только четверых членов экипажа, а остальных отправив на берег, П. П. Шмидт провел на «Диане» шестнадцать суток, пока ее не сняли с камней. В рапорте руководству РОПиТа о случившемся он всю вину за аварию взял на себя: «Я капитан, значит, я виноват». Однако специально созданная комиссия пришла к выводу о его невиновности. Далее были трагические революционные события 1905 года. П. П. Шмидт был расстрелян на острове Березань под Очаковом. В 1917 году моряки парохода «Диана» стали участниками Октябрьской революции в Петрограде. Капитан «Дианы» не мог знать, что пароходу, которым он командовал, спасенному от угона за границу белогвардейцами и интервентами, доведется носить имя «Карл Маркс» и плавать в составе торгового флота Балтийского и Дальневосточного морских пароходств. После Отечественной войны пароход вернется на Черное море и долго будет находиться в составе Черноморского морского пароходства. В 1956 году «Карл Маркс» списали из состава ЧМП и передали для использования в качестве мишени. Судно было приведено на полигон в западной части Азовского моря у Арабатской стрелки и посажено на отмель. В конце 80-х годов XX века судно было обследовано бердянскими яхтсменами и аквалангистами. Впервые были сделаны фотографии еще частично сохранившегося корпуса судна, палубы, остатков паровой машины. Зародившаяся в те времена мысль снять винт с парохода и доставить его в Бердянск реализовалась только в сентябре прошлого года, когда винт был поднят с морского дна и доставлен в город. Успешному окончанию работ по отделению винта и подъему его на поверхность предшествовала большая подготовительная операция, проведенная аквалангистами С. Каширским и Н. Волчок. Подготовив винт к подъему и сделав несколько попыток малыми силами поднять его на поверхность, а затем отбуксировать к берегу, руководители экспедиции поняли, что надо обращаться к портовикам. Начальник Бердянского морского торгового порта В. Пикинер, сам в прошлом большой энтузиаст парусного спорта и не понаслышке знающий о проблемах на Арабатской стрелке, с пониманием отнесся к просьбе. Заключительный этап операции, который проходил под его руководством. Тщательно подготовив материальную часть, отработав возможные варианты подъема винта с учетом часто меняющейся в это время года погоды, отряд судов в составе буксиров «Ласточка», «Левант», плавкрана «СПК-1» отправился на Арабатскую стрелку. Переход, занявший почти 20 часов, уже завершался, когда внезапно налетевший ветер заставил наших моряков изрядно поволноваться. Но и на этом этапе похода мастерство капитана — сменного механика буксира «Левант» Рюмшина С. и его экипажа было на высоте. Осуществив поистине ювелирную постановку крана на точку подъема, они предоставили возможность блеснуть умением и экипажу «СПК-1», возглавляемому В. Бедным. Как всегда на пять баллов сработал Н. Волчок. В условиях плохой видимости с учетом положения винта на дне, занесенного частично песком, его действия были безупречны. А сколько пришлось отдать ему на это сил, говорят почти пустые баллоны акваланга. Винт зацеплен крюками на стропах, водолаз на поверхности. Водолазов забирают в лодку. Звучит команда на подъем. Заработали механизмы крана, все взгляды устремлены на место, где тросы ушли в воду. Кажется, что подъем идет очень медленно, но, на самом деле, на это уходят считанные секунды, и винт вначале показался у поверхности, а затем и на уровне палубы крана. Фотосессия. Впереди почти сутки перехода, «Левант» берет «СПК-1» на буксир и идет к «Ласточке». Набегающие при буксировке на кран волны беспокоят уже только судового пса, который при каждом сильном ударе волны убегает от края палубы и лает. Мы в отличие от него уже спокойны. Как говорится, гора с плеч. Передаем «СПК-1» «Ласточке», желаем его капитану — сменному механику А. Шепелеву и его экипажу попутного ветра и скорой встречи в родном порту и, получив разрешение на самостоятельный переход, убегаем. Чувствую себя если не пенителем моря, то уж точно хорошим ходоком. Уже на берегу в памяти всплывают слова, сказанные автору этих строк, начальником портового флота А. Мельником, при отходе: «В своих я уверен, они все сделают, — вы им только не мешайте». Спору нет — поистине вещие слова. Пока придет «Ласточка» с краном, есть время привести себя в порядок, сбегать в редакцию и сходить на митинг в порту. Все с нетерпением ждут прихода судов и выгрузки винта, которому на причале приготовлено временное ложе. День открытых дверей в порту, приуроченный к этому важному событию, собрал неравнодушных бердянцев со всего города. И вот суда у причала, портальный кран берет с палубы «СПК-1» винт и бережно переносит его на причал. Над акваторией порта разносятся длинные гудки судов портового флота, в числе которых и буксир-кантовщик «Лейтенант Шмидт». Сбылось! Порт, город, музей семьи Шмидтов получили уникальный экспонат, которым по праву будут гордиться все, кому интересна жизнь и судьба П. П.Шмидта. Автор: Александр КИОСЕВ. г. Бердянск
|
Пошук:
Сергій Токарєв
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.
Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
|
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.019 |