ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЯ
27.04.2010 / Газета: Южная правда / № 46(22636) / Тираж: 24600

Когда думаю о войне и о довоенном поколении рождения 20-25-х годов, которое полегло в жестоких сражениях Великой Отечественной (по статистике из каждых 100 человек уцелел лишь один), вспоминаю пронзительные Симоновские строки: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, как шли бесконечные злые дожди, ка к кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди.

Слезами измеренный чаще, чем верстами, шел тракт, на пригорке скрываясь из глаз. Деревни, деревни, деревни с погостами, как будто на них вся Россия сошлась.

Как будто за каждою русской околицей, крестом своих рук ограждая живых, всем миром сойдясь, наши прадеды молятся за в Бога не верящих внуков своих».

По таким дорогам проходили солдаты в России, Украине, Белоруссии... всюду, где бушевала война. Весь народ огромной тогда страны сошелся в смертном бою с носителями бесчеловечной идеологии фашизма. И этот смертный бой кровавый шел действительно не ради славы, а ради жизни на земле.

У меня в руках альбом, посвященный 65-летию Победы. Здесь собраны рассказы о военном лихолетье педагогов нашего города — ветеранов Великой Отечественной войны. Это — своеобразная ее летопись, ибо биография каждого, вплетаясь в историю народа, в конце концов и сотворила ее.

Татьяну Ивановну Семыкину, заслуженного учителя Украины, бывшего директора 22-й школы, война застала в Запорожье. Девушка, как и многие ее сверстницы, рвалась на фронт защищать свою Родину. Окончила окружную школу младших авиаспециалистов, получила назначение в 838-й батальон аэродромного обслуживания 2-й воздушной армии и попала в качестве боевого крещения на самый значительный участок фронта — в Сталинград. Татьяна вместе с соратниками обеспечивала в небе Сталинграда победу наших летчиков, участвующих в грандиозной Сталинградской битве. Потом были бои за Белгород, освобождение польских городов. Неизгладимое впечатление произвел на наших воинов лагерь смерти Майданек. Тогда на его территории еще лежали трупы гитлеровцев... Мир еще ничего не знал об Освенциме и других лагерях смерти. Вся страшная правда об этом откроется только после Нюрнбергского процесса

Наталья Николаевна Пустовских оказалась в Сталинграде сразу после завершения этого вошедшего во все учебники истории великого сражения на Волге. Она была призвана восстанавливать город. До этого Наташа, уроженка Тюменской области, только окончила Тюменское педучилище и начала учительствовать в начальных классах. Заявление о зачислении добровольцем на фронт положила на стол военкома, когда ей не было еще семнадцати лет. Тогда вместо фронта ей предложили пройти курсы военной физкультурной подготовки, после окончания которых обучала полученным навыкам допризывников. Когда ее учеников отправили на фронт боевых действий, тогда же и ее отправили на трудовой — восстанавливать разрушенный Сталинград. «По дороге наш состав несколько раз бомбили, — вспоминает она. — Но доехали благополучно. Город был в руинах. В районе тракторного завода, где шли ожесточенные бои, не осталось ни одного дома. Вся земля была в глубоких воронках. То и дело натыкались на глинистые холмы, из которых торчат, где рука, где нога, где голова человеческая. А рядом прыгают громадные жабы, объевшиеся человеческим мясом».

Поселили добровольцев-строителей в развалинах тракторного завода. Ни крыши, ни окон не было. Внутри к стенам пристроили нары, на которых их и разместили.

Работали девушки очень тяжело. Грузили сырые трехметровые доски на большие вагонетки, другие тяжести. Надрывались, зарабатывали себе пупочные грыжи, свирепствовала дизентерия и другие болезни, но все же предприятия были восстановлены в самые кратчайшие сроки.

Принимала участие в Сталинградской битве и Елена Петровна Котенко. Нашу землячку, уроженку Новоодесского района, война застала в Сумах, где она училась в пединституте. Фронт подходил к городу, и Елена эвакуировалась в Поволжье. Конечно, она рвалась на фронт, конечно, ей отказывали, но настойчивость девушки победила. В 1942 году она была призвана по комсомольскому призыву. Стала глазами и ушами взлетных и зенитных подразделений войск, как называли воинов подразделений воздушного наблюдения, оповещения и связи. Посты их протянулись по берегам Волги от Саратова до Сталинграда.

После Сталинграда была Украина, Донецк, тогда еще город Сталино, Красный Кут. Особенно запомнилось, как в 44-м мимо ее наблюдательного поста проводили пленных немцев. «Солдаты страшные, грязные, — пишет она.- Обмороженные ноги обмотаны тряпками и клочьями соломы. Вслед им наши жители кричали: «Довоевались!». Победу Елена встретила в Мариуполе.

По комсомольскому призыву ушла на фронт в 42-м и Екатерина Николаевна Жукова. Она в июне 41-го окончила школу. После выпускного вечера все они пришли в военкомат проситься на фронт. Не взяли. Эвакуация, работа в тылу и наконец-то возможность попасть на фронт: объявлен комсомольский призыв. Направлена на учебу в Первое Московское Краснознаменное ордена Ленина авиатехническое училище, окончила его с отличием, после чего сражалась на Северо-Кавказском фронте, принимала участие в освобождении Кавказа и Ставрополья. Победу встретила в Германии.

Фронтовые пути-дороги Екатерины Николаевны Жуковой и Федора Федоровича Стратана, возможно, и пересекались, ведь воевали на одном Северо-Кавказском фронте. В 42-м году он был курсантом-связистом, тем не менее уже участвовал в боевых операциях. Особенно запомнился ему бой на Военно-Грузинской дороге. Часть ее внезапно захватили немцы, и военный округ, таким образом, остался без продовольствия и вооружения. Курсантам было приказано освободить за ночь дорогу от противника, что они и выполнили. За эту операцию курсанту Федору Стратану было присвоено звание лейтенанта. Он был награжден орденом Красной Звезды. (Кстати, боевые ордена и медали есть у каждого, кто оставил в альбоме свои воспоминания и о ком пишутся эти строки).

Федор Федорович воевал на нелегких горных кавказских дорогах. Вспоминает он и о том, как немцы ночью напали на наши позиции и сбросили с гор все вооружение в расщелину. Поднимали тяжелые снаряды, пулеметы, пушки при помощи веревок, камней и палок, которые подкладывали под орудия.

Победу встретил в Чехословакии. «Для меня война закончилась не 9-го, а 12 мая, — пишет он. — Эти три дня особенно запомнились ожесточенными кровопролитными боями, в которых погибло очень много наших солдат».

Встретила весть о Победе в Чехословакии Раиса Федоровна Миронова. Она тоже участвовала в обороне Сталинграда, воевала на Северо-Кавказском фронте.

А Нина Яковлевна Козко в Чехословакии партизанила. Ее угнали на работу в Германию. Оказалась в Судетах, сбежала от хозяина и попала в Первую партизанскую бригаду имени Яна Жижки. Кстати, командиром чешских партизан был советский офицер.

Еще одна наша учительница, правда, недолго, всего лишь месяц, была партизанкой. Вера Романовна Эшенбах ушла на фронт, будучи студенткой пединститута. Воевала в составе 38-й стрелковой дивизии 2-го Украинского фронта. Участвовала в битве за Днепр, освобождала Киев, прошла с боями Румынию, Венгрию, Чехословакию. В 43-м под Киевом ей пришлось месяц пробыть в партизанском отряде.

На этом же 2-м Украинском фронте воевали и ее будущие коллеги Елена Яковлевна Курицына, Софья Васильевна Казакова и Анетта Александровна Волина, а также Виль Михайлович Козлов, который после окончания Сумского артиллерийского училища командовал ротой автоматчиков. Он участвовал и в боевых действиях на 3-м Украинском фронте.

Война бросала Якова Исааковича Крома в самые горячие точки. Оборонял Севастополь и Советское Заполярье, награжден орденами Боевого Красного знамени и Отечественной войны I-й степени. Капитан второго ранга, в мирные дни педагог, отличник народного образования и Союза, и Украины. К боевым наградам, как и у его коллег, в мирные дни прибавился орден «За мужество» и медали.

Иван Антипович Пономаренко принимал участие в освобождении Варшавы, взятии Кенигсберга, встрече с американцами на Эльбе.

Анна Марковна Каирова во время войны работала медсестрой в госпитале. Вроде бы безопасное место, даже бомбили немцы тот подмосковный городок по графику. Но машины с ранеными приезжали в любое время. Бывало, это совпадало с бомбежками. И тогда сестрички и нянечки, разгружавшие машины и разносящие раненых по палатам — классам школы, превращенной в госпиталь, принимали удар на себя, заслоняя раненых своим телом.

Маргарита Андреевна Матвеева пережила блокаду Ленинграда.

Вот что пишет она о блокадной зиме: ...Лед кругом. Неимоверный холод. Ни веточки, ни корочки, ни маковой росинки. На детских синих личиках печальные слезинки.

Вода — на Неве, но спуститься нельзя. Там панцирем лед, мы съезжаем скользя. И сидя, и лежа прорубки долбим. Пока не замерзла, взять воду спешим».

- Мы хотим на основе этого альбома издать книгу воспоминаний наших ветеранов, участников Великой Отечественной войны, — отрывает меня от экскурса в прошлое голос Александры Андреевны Судак, председателя городской организации совета ветеранов-учителей. — Ведь это поколение уходит. Сегодня у нас на учете 350 человек тех, кто пережил войну, детей войны, тружеников тыла и только 23 тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной и имеет боевые награды.

Вот недавно ушел из жизни Дмитрий Павлович Востриков, бывший директор 60-й школы. Успел написать книгу рассказов о пережитом на войне, которую с интересом читают и взрослые, и дети. Он, уже больной, в любую погоду шел на встречу с ребятами. Так и все наши ветераны, несмотря на болезни и недомогания, спешат рассказать детям правду о войне, особенно сегодня, когда история подвергается стольким инсинуациям. Вот, например, не так давно, в годовщину освобождения Николаева от немецко-фашистских захватчиков, мы провели встречу с дошколятами из детского сада № 75. Поделились с ними своими воспоминаниями. Ведь когда началась война, мне самой было 7 лет.

И она начинает рассказывать о том, как слышала тогда, как гудит и стонет земля от столкновения танковых армий на Курско-Орловской дуге, как на берегу речки неподалеку от места этого грандиозного сражения мгновенно развернули госпиталь и ее мама, как и все другие, стали работать там прачками и нянечками, как стирали женщины окровавленные простыни и гнойные кровавые бинты. Как они, малыши, привыкли к повседневности воздушных налетов и бомбежек...

Я слушала ее и думала о том, что рассказы живых свидетелей помогают нам увидеть, какими кровью и потом, неимоверным усилием всего нашего народа далась Победа. Хорошо, что благодаря ветеранам Великой Отечественной наши дети обретают веру в достоинство народа, гордость за своих дедов и прадедов, одолевших фашизм, ради того, чтобы они могли свободно и счастливо жить на этой земле.

Автор: А. ЧУПРИНА

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Американський стартап Toothio – новий напрям інвестицій Roosh Ventures
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.

Сила духу і оптимізм: «Давня Казка» презентує пісню та кліп «Будьмо» про єдність українців
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.

Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.017