|
Морская альтернатива газопроводу
26.08.2010 / Газета: Южная правда / № 92(22682) / Тираж: 24600
Чтобы избавиться от монополии «Газпрома» и импортировать газ по экономически обоснованной цене, Украине необходимо проложить альтернативные пути газоснабжения. Необходимо учитывать и то, что в силу нашего географического положения весь поставляемый в Украину по сухопутным трубопроводам газ будет кон тролироваться Россией. В таких условиях единственным противовесом российской энергетической монополии являются поставки природного газа морем. Диверсификация поставки газа в Украину имеет несколько вариантов. По мнению аналитиков, наиболее перспективна транспортировка «голубого топлива» в сжиженном (LNG) и в сжатом состоянии (CNG). Как раз с транспортировкой CNG-газа и связана новая уникальная разработка николаевских ученых из Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова (НУК). Гипноз устаревших идей Перевозка природного газа в сжиженном состоянии несмотря на высокую стоимость судов-газовозов и затраты на сжижение и разжижение газа уже давно и успешно используется различными странами. В последние годы в ряде случаев сжиженный газ обходится даже дешевле трубопроводного. Для Украины схема транспортировки сжиженного газа выглядела бы примерно так: в портах Грузии (Ливии или Алжира) природный газ сжижается, закачивается на судно-газовоз и перевозится в Украину. В нашем порту газ переводится в газообразное состояние и подается в газотранспортную систему Украины. Отечественные специалисты неоднократно рекомендовали эту схему еще с середины 90-х годов. Но только сейчас наше государство прониклось этой идеей: этим летом «Нафтогаз» объявил о намерении построить терминал сжиженного газа в Украине. Стоимость реализации этого проекта — 1 миллиард долларов. Но... За полтора десятка лет, пока наши правительства раздумывали над целесообразностью доставки в Украину природного газа в сжиженном состоянии, в мире разработан новый, более экономичный и безопасный вид транспортировки «голубого топлива». Идея заключается в транспортировке газа в сжатом состоянии. В таких странах, как США, Канада, Франция, сегодня активно идет процесс проектирования и строительства судов для перевозки сжатого природного газа и портовой инфраструктуры. Уже с 2012 года планируется сдать в эксплуатацию первые такие суда. Разработкой проекта перевозки «голубого топлива» в сжатом состоянии занимаются и наши ученые из НУКа. Совместно с учеными Ивано-Франковского Национального технического университета нефти и газа они разработали уникальный проект нового вида транспортировки природного газа морским путем. Суть предложения проста, как все гениальное: природный газ перевозится в сжатом состоянии на специально переоборудованных судах-контейнеровозах. Сжимать выгоднее В Николаеве руководит этими разработками заведующий кафедрой морских технологий, доктор технических наук, профессор Владимир Зайцев. В рабочую группу также входят его сыновья — научный сотрудник НУК Дмитрий Зайцев и кандидат технических наук доцент Валерий Зайцев, который сегодня является докторантом Ивано-Франковского Национального технического университета нефти и газа (ИФНТУНГ). Не удивительно, что николаевские ученые координируют свою работу в этом направлении с Ивано-Франковскими коллегами, где ее возглавляет ректор университета, член-корреспондент Национальной Академии Наук Украины, доктор технических наук, профессор Евстахий Крыжановский. Суть предложения наших ученых сводится к следующему: в порту страны-экспортера или транзитера природный газ сжимается до давления 250 атмосфер и закачивается на судно. При этом затраты на оборудование и процесс сжатия газа намного ниже по сравнению со сжижением «голубого топлива». Кроме того, нет необходимости строить специальные суда, ибо перевозить сжатый газ можно, например, на контейнеровозах, после проведения небольшой их модернизации. «Начиная с 2006 года, на рынке контейнерных перевозок наступил спад, который впоследствии еще больше усугубился финансовым кризисом. Поэтому зафрахтовать или приобрести контейнеровозы сегодня можно по относительно низкой цене. Последующее переоборудование этих судов также не требует значительных средств. Но даже если пришлось бы строить такие суда заново, это все равно намного дешевле постройки газовоза», — рассказывает профессор Зайцев. Есть два варианта компоновки таких судов. Первый: оборудование для сжатия газа устанавливается непосредственно на контейнеровозе — тогда судно может обслуживать небольшие морские месторождения газа. Второй вариант — оборудование устанавливается на терминале — более экономичен: нужен только один его комплект для порта, а не для каждого судна. «Проект предусматривает, что на судне сжатый газ загружается в специальные контейнеры. Мы выбрали вариант c четырьмя основными баллонами высокого давления и пятью дополнительными. Предусматривается, что все баллоны, находящиеся на судне, на момент погрузки и выгрузки будут объединены в одну систему, что максимально сократит время на эти операции. На переходе морем, в целях безопасности, контейнеры будут отключены друг от друга. После прихода в порт газ перекачивается либо в хранилище, либо непосредственно в газопровод», — присоединяется к разговору Валерий Зайцев. Выбранный нашими специалистами тип баллона гарантирует защиту от взрыва газа, в случае пожара. Конструктивно он состоит из двух оболочек. Наружная выполнена из стеклопластика, внутренняя из полиэтилена. Они обеспечивают выгорание газа без взрыва. Есть и другой способ использования такого судна — по прибытии в порт происходит стандартная выгрузка контейнеров. Далее они могут перевозиться автотранспортом или по железной дороге. При этом газа в одном контейнере будет достаточно для обеспечения одноподъездного девятиэтажного жилого дома в течение отопительного сезона. Такой вариант хорошо использовать в негазифицированных населенных пунктах. Более того, на начальном этапе импорт сжатого природного газа можно осуществлять и без постройки нового терминала. Дело в том, что у Крымского побережья от морских газодобывавющих платформ проложены трубопроводы к Глебовскому подземному хранилищу газа (ПХГ). Достаточно месторождения оборудовать специальными беспричальными буями, и здесь смогут разгружаться контейнеровозы-газовозы, утверждает Владимир Васильевич. В рамках этого проекта николаевские и ивано-франковские ученые получили четыре патента на свои разработки. На сегодняшний день уже проведены компьютерные исследования. Планируется начать натурные испытания, но здесь, как всегда, вопрос упирается в финансирование. Без государственной поддержки работу продолжать трудно. В то же время, реализация этого проекта сулит Украине огромные выгоды. Тысяча кубов газа за полторы сотни долларов — реальность Ориентируясь только на морские перевозки сжиженного газа, Украина обрекает себя на отставание в вопросах энергетической безопасности. Расчеты специалистов свидетельствует о том, что сжиженный газ экономически эффективно перевозить на большие расстояния. На средние — газ выгоднее транспортировать в сжатом виде. Как раз к таким и относятся маршруты Грузия — Украина, Северная Африка — Украина. Есть еще один нюанс. В случае транспортировки в Украину LNG-газа из портов, находящихся за пределами черноморского бассейна, всплывает проблема прохода через пролив Босфор. Турция, как известно, резко ограничивает движение танкеров этим проливом, это же может ожидать и LNG-газовозы. Всех этих проблем можно избежать при поставках сжатого газа. «В то же время возрастает перспектива импорта газа из североафриканских портов. Сегодня здесь цена газа (без транспортировки) может быть менее 100 долларов за 1000 кубов. Более того, Украина имеет реальную возможность начать освоение месторождений газа в Северной Африке, например, в Алжире. Алжирцы заинтересованы, чтобы другие страны сами у них добывали газ. Понятно, что в вопросах цены газа тесно перемешались политика и экономика. Но в любом случае, для тех, кто сам добывает в Алжире газ, «голубое топливо» обходится намного дешевле», — информирует Дмитрий Зайцев. Интересный факт, сегодня Китай приобретает в Австралии природный газ по цене 20 долларов за 1000 кубов (без учета стоимости перевозки). Что касается транспортировки, то расчеты николаевских ученых показывают, что стоимость перевозки контейнеровозами 1000 кубов газа в сжатом состоянии на 100 км составляет 2,5 доллара. Таким образом, транспортировка газа из Алжира в Украину составит порядка 60 долларов за 1000 кубов. Использовать суда для перевозки сжатого газа можно не только при его импорте из других стран, но при перевозке от морских месторождений на берег. При этом нужно учесть, что природный газ на месторождении уже имеет давление порядка 15 МПа, и требуется только «дожать» его до 25 МПа. Проект николаевских ученых предусматривает, что контейнеровоз для перевозки сжатого газа сможет принять на борт порядка 4,5 тысяч контейнеров, в каждый из которых закачивается 5900 кубометров газа. Это означает, что 7 — 10 таких судов смогли бы за год перевозить 15 — 20 процентов газа, который необходимо импортировать в Украину. Это серьезная альтернатива российскому газу. Вполне возможно, что такое количество контейнеровозов и не понадобится — увидев серьезную конкуренцию, Россия вряд ли будет удерживать стоимость газа у верхней ценовой планки. Автор: Александр МИРОШНИЧЕНКО.
|
Пошук:
Автор
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.
10 листопада о 14:00 Одеська національна наукова бібліотека та громадська організація «Десяте квітня» запрошують на форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям». Форум проводиться за підтримки Агентства ООН у справах біженців і Першого міжрегіонального відділу Інституту національної пам'яті. Його мета – дослідження багатства культур українського степу, що став місцем єдності різноманітних етносів, які його населяють.
Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.018 |