ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Петр Симоненко: «Имущественный ценз на высшее образование недопустим»
24.02.2011 / Газета: Южная правда / № 21(22756) / Тираж: 24600

Реформа высшего образования в Украине явно идет не в ту сторону. Вместо того, чтобы увеличить шансы молодежи на бесплатное получение знаний, их уменьшают.

Академическая наука утрачивает высоты, завоеванные в советские времена. Так называемая «болонская система» способству ет оттоку талантливых студентов и преподавателей за границу. Конституционное право доступности образования должно реализовываться не только на бумаге, — уверены украинские коммунисты. И для начала предлагают дать возможность получить дипломы тем, кто пострадал от кризиса...

Наташе Волошиной — 12 лет. С 8 лет она мечтает стать доктором, лечить людей. Но уже сейчас понимает, что ее мечта вряд ли осуществится. Наташа — не вундеркинд, а простая прилежная девочка. Ее мама работает в ЖЭКе, папа — пожарный. В семье трое детей. Старший брат служит в армии, младший — ходит в детский сад. Совокупный заработок родителей — меньше 4 тыс. грн. Все честно и тяжело работают, не берут взяток, не воруют и не пьют. Практически идеальная семья. 20 лет назад Наташа и ее братья могли смело рассчитывать на высшее образование. Но сейчас родители, даже экономя каждую копейку, не в состоянии скопить детям на учебу.

С принятием нового закона о высшем образовании для Наташи и таких, как она, отпадет последняя надежда обрести профессию своей мечты: для заочников полностью ликвидируется бесплатное образование.

Таким образом, закрепляется путь, по которому Украина идет уже 20 лет: имущественного ценза на знания. Назвать это спецификой рыночной экономики — язык не поворачивается. Потому что страны, намного более богатые, чем Украина, давно уяснили простую истину: экономить на образовании — себе дороже.

Например, в Канаде за счет разных форм государственного финансирования (субсидии, гранты, прямое финансирование) учатся 70% студентов, в Голландии и Дании — 90%, в Германии — 95%, в Финляндии и Швеции студенты вообще НЕ ПЛАТЯТ за учебу.

Выходит, что «мудрые западные советчики» надоумили Украину сделать то, от чего сами давно отказались: ограничить доступ к образованию высокой ценой за учебу. А наши «усердные» чиновники расстарались выполнить и перевыполнить план: по платному обучению Украина обогнала даже рекордсмена этой сферы — Соединенные Штаты Америки.

«Все это — нарушение конституционных прав гражданина, так как статья 53 Конституции Украины гласит, что государство обеспечивает доступность и бесплатность обучения в государственных и коммунальных вузах, — говорит лидер Компартии Петр Симоненко. — На самом же деле, платить за получение высшего образования у нас приходится более чем 90% студентов».

Многие семьи, годами отказывая себе в самом необходимом, складывали деньги на образование своих детей. Некоторые отдают за учебу максимальную часть доходов. Экономический кризис нанес по таким людям страшный удар. Безработица, обесценивание гривни, задержка и понижение зарплаты привели к тому, что немалая часть «небюджетников» оказалась перед угрозой отчисления за неуплату. Независимо от успехов в учебе.

Наличие в действующем законе об образовании ст. 64, которая теоретически допускает отсрочки платежей, проблемы не решает. «Процедура предоставления отсрочки оплаты за обучение в законе абсолютно не выписана, — отмечает Петр Симоненко. — Этот вопрос сегодня отдан на откуп руководителям вузов, которые часто думают о доходах, а не о судьбах студентов. Поэтому наша фракция настаивает на принятии внесенного нами законопроекта № 4352, который устанавливает гибкую систему оплаты за образование и порядок отсрочки ее для студентов из небогатых семей. Это первый шаг к выполнению нормы Конституции и к тому, чтобы вернуть бесплатное образование в государственных вузах через увеличение госзаказа на необходимые народному хозяйству профессии».

Еще одна навязанная Украине проблема — внедрение в наше образование Болонской системы. «Болонская система — очень примитивна и формальна, — говорит старшекурсник Максим. — Никакого творческого развития, самовыражения она не дает. Все состоит из рейтингов. Посетил все занятия, лабораторные, практические работы, сделал устный доклад 5 мин. — получил максимальные баллы. Пропустил (по болезни или из-за подработок) пару лекций или не выскочил с докладом — потерял балл. И дальше, как ни старайся, тех, кто вырвался вперед, тебе не догнать. Из-за этого возникают конфликты в коллективе, многие ребята быстро теряют интерес к учебе».

Максим уверен, что смысл «болоньи» — в перекачке «мозгов» из более бедных стран в более богатые. А «унификация и мобильность», которые рекламируются как главные преимущества системы, всего-навсего — обязательное знание АНГЛИЙСКОГО языка и возможность работать, учиться или преподавать за границей. Другими словами, любой выпускник «болонского вуза» оказывается потенциальным соискателем работы в США и Европе. Более того, студентов неспроста вывозят по обмену за границу: понятно, что немцы или американцы вряд ли пожелают трудоустроиться в Украине, а вот перспективных украинских ребят во время таких «смотрин» переманивают. Может, для них это и неплохо, но для будущего развития страны в целом — очень печально.

Что же получается в сухом остатке? Талантливых студентов давят «болонской системой». Детей из небогатых семей лишают конституционного права на доступное образование. Академическая наука держится на старых кадрах и по многим отраслям тихо умирает вместе с ними.

«Ситуация действительно катастрофическая, — говорит Петр Симоненко. — Если Украина потеряет свой научный и кадровый потенциал, где мы завтра возьмем новые технологии? Будем покупать у Европы или Америки? А за какие деньги?

Что бы кто ни говорил, но советская система образования абсолютно справедливо считалась самой лучшей в мире. Не только благодаря тому, что была доступной на всех этапах от детского сада до вуза, а после окончания учебного заведения гарантировала работу. Сама по себе правильно выстроенная методика донесения знаний соединяла процесс всестороннего образования и профессиональную учебу, закладывала азы научной деятельности, расширяла кругозор, прививала любовь к искусству. Поломав то хорошее, что было, власть лишила страну будущих специалистов.

Именно советская система образования была заимствована и легла в основу современной образовательной политики развитых стран. Если Украина желает оставаться на периферии мировой цивилизации, то «болонская система» в самый раз. Но если, как заявляют все без исключения политические силы, стратегической перспективой для нас является вхождение в мировую элиту, то самое время обратиться к опыту Советской Украины и поэтапно, через увеличение госзаказа, через гарантию первого рабочего места выпускникам сделать шаг «назад в будущее» — то есть возродить государственную систему обязательного, бесплатного и непрерывного образования. При этом выиграют все — и учащаяся молодежь, и страна в целом», — уверен лидер коммунистов Украины.

Автор: -

Пошук:
розширений

Автор
Кіберполіціїя: що таке скам, як його розпізнати та захиститись
Щодня українці стають жертвами шахраїв онлайн, втрачаючи особисті дані та кошти. Разом з Кіберполіцією ми пояснюємо, що таке скам, які схеми найпоширеніші та як захиститися від зловмисників в Інтернеті.

Форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям»
10 листопада о 14:00 Одеська національна наукова бібліотека та громадська організація «Десяте квітня» запрошують на форум «Ярмаркова культура: сучасність завдяки традиціям». Форум проводиться за підтримки Агентства ООН у справах біженців і Першого міжрегіонального відділу Інституту національної пам'яті. Його мета – дослідження багатства культур українського степу, що став місцем єдності різноманітних етносів, які його населяють.

Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.022