12 июня в Российской Федерации отмечается государственный праздник – День России. Этот праздник посвящен принятию в 1991 году Декларации о суверенитете и независимости Российской Федерации. В преддверии Дня России дать интервью нашему агентству согласился Генеральный консул Российской Федерации Феликс Кондратьевич Довженок.
Феликс Кондратьевич, поздравляю вас с наступающим праздником. Расскажите, какие мероприятия ожидаются по случаю праздника?
Основное мероприятие – прием посольства Российской Федерации, который прошел 9 июня в Киеве во Дворце «Украина», а мы в Одессе проводим государственный прием — день в день — 12 июня, уже во вновь построенном нашем комплексе на Гагаринском плато, 14.
За то время, что я рабтаю консулом, удалось построить роскошный комплекс. Он включает в себя офисный и жилой трехэтажные комплексы, культурно-бытовой комплекс, соединенный с жилым. На территории консульства есть специальное помещение для приема посетителей. Есть все инженерные сопутствующие сооружения, начиная со скважины питьевой воды, электрогенератор, два котла (один на дизтопливе, второй на газе), большой двор с гаражами, мастерские. В общем, все, что необходимо для работы консульства и проживания его сотрудников.
В общем, государственный праздник вы совмещаете с новосельем…
В первую очередь, конечно, это государственный праздник — День России. Но действительно, так совпало, что в этот день мы можем презентовать и новый комплекс. Действительно, это своего рода новоселье. Хотя людей мы туда переселили раньше, чтоб они могли посмотреть, есть ли какие-то недостатки, потому, что 13 июня приезжает государственная комиссия, которая будет принимать этот комплекс. Ну и в какой-то мере это мероприятие еще и будет связано с прекращением моей дипломатической миссии в Одессе.
Феликс Кондратьевич, вы уже знаете, кто вас заменит?
Знаю, конечно. Но такие вещи не принято оглашать заранее. Новый Генеральный консул должен приехать, посетить мэрию, областную администрацию, побывать в представительстве МИДа. Тогда уже узнают и журналисты. Более того. Я вам могу сказать, что в Одессе мы с моим преемником даже не встретимся. Я уеду раньше, чем он приедет. Тут тоже вопрос этики, так как на территории консульства не может быть двух Генеральных консулов.
Новый Генеральный консул России прибудет в Одессу примерно в 20-х числах июня. Предвосхищу ваш вопрос о себе. Я возвращаюсь на работу в центральный аппарат МИД России. Есть некоторые предложения и по работе в СНГ. Возможно, я буду работать и в русле украино-российских отношений. Все же 4-хлетний опыт работы есть.
Как вы думаете, какими качествами обязательно должен обладать следующий Генеральный консул в Одессе?
Прежде всего, надо понимать, что это за город, кто здесь живет, ведь одесситы – это особая категория людей. Город запоминается как раз не памятниками архитектуры и искусства, многие из которых в запущенном состоянии, а людьми. Людьми колоритными, ироничными, с юмором.
Возвращаясь к моему преемнику. Я уверен, что приедет достойный человек, который будет продолжать добрые начатые дела. Тем более, что нам удалось поднять достаточно высоко планку и в культурном и в экономическом сотрудничестве. Думаю, что у моего преемника назад пути нет и, надеюсь, что он будет продолжать работу в том же духе добрых отношений.
А до этих 4-х лет работы вы были в Одессе?
Да, но очень недолго. Это было в 1985 году после первого курса дипломатической академии, в рамках ознакомительной практики. После первого курса было принято проводить ознакомительную практику, и мы ездили по стране. Именно тогда я побывал в Одессе в первый раз, но это была очень короткая встреча, и она, естественно, не могла оставить такое глубокое впечатление, как сейчас, после 4-летнего пребывания в городе.
Как вам работалось в нашем городе?
Я воспринимаю это назначение как подарок судьбы. Возможно у меня такое острое восприятие из-за контраста. За свою карьеру я работал в Польше в начале девяностых годов — это были непростые времена. Тогда уходил Войцех Ярузельский, были выступления Солидарности, президентом стал Лех Валенса. Польша отходила от России и в то время были всякие провокации. Позже, с 92 по 98 г., я работал в Таджикистане. Там была гражданская война, за время моей работы там было и покушение на президента, и антиправительственный путч. К тому же языковой барьер – незнание фарси. Поэтому мне приходилось работать в условиях дискомфорта и, если хотите, агрессии.
В Одессе даже сейчас, когда непростое время в отношениях между Украиной и Россией, люди удивительно приветливы. Я за 4 года так вжился в Одессу, что мне будет очень не хватать того общения, которое было здесь. Одесситы — исключительные люди. В Одесской области проживает более 130 национальностей, и чтоб при этом было такое согласие – это просто поразительно.
Феликс Кондратьевич, вы затронули отношения Украины и России. Давайте разговор об отношениях между нашими странами начнем с самого острого – с конфликта в Феодосии. Во многих СМИ говорится, что это спланированная акция, причем, не на украинские деньги. Прокомментируйте, пожалуйста.
Ну, во-первых, мне, как консулу, не очень корректно это комментировать, так как Феодосия не входит в наш консульский округ. Поэтому больше стоит воспринимать мой комментарий как гражданина России, который работает в Украине.
Я бы не придавал такого значения тем оценкам, которые звучат в СМИ. Тем более, что эти оценки и комментарии зачастую диаметрально противоположны, в зависимости от того, в каких СМИ они даются.
Мне кажется, что не надо искать подводные камни и течения. Просто, на мой взгляд, за время выборов, а в Украине, как только закончились президентские, почти сразу начались парламентские, люди просто научились демократии и научились различать слова и дела политиков.
Если руководители государства и политики говорят, что мы строим правовое и демократическое государство, и если известно, что не принято решение о проведении этих учений, то вполне можно ожидать появления определенного количества недовольных. Причем, в Верховной Раде трижды выносился на голосование вопрос о проведении учений, и трижды решение не было принято. Думаю, не стоило приводить доводы о том, что раньше подобные учения проводились. Раньше и люди были менее сведущие в демократии, а выборы их многому научили. Раньше и другая политическая ситуация была. Во всем этом может быть причина, причина может быть и в том, что не создана коалиция.
Причин можно найти очень много. А если говорить, что кто-то это оплачивает то очень далеко можно зайти.
Уверен, что в Феодосии проблема находится в правовом поле. Это же подтвердил представитель Президента в Крыму Геннадий Москаль, который заявил, что никаких учений не будет, если не будет принято соответствующее решение Верховной Рады.
Взвешивая все «за» и «против», после того как я видел, как формировалось политическое самосознание населения в Украине, я, думаю, что все это результат того, что мы учимся демократии. Это все вопросы роста.
А как с проблемами роста в России?
Да то же самое и у нас. И когда поднимались тарифы на услуги в сфере ЖКХ, и когда пытались запретить продажу автомобилей с правым рулем. Была очень сложная ситуация, когда после смерти губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова осудили водителя, который задолго показывал поворот и не увидел сзади проносящийся на большой скорости «Мерседес»… Только вы должны понимать, что в России нет такой политической поляризации на Запад и Восток, как в Украине.
А как вы относитесь к тому, что Украина запретила въезд в страну некоторым российским политикам?
Я думаю, что это не лучший путь, объявлять персоной нон грата вице-спикера Думы. Позиция Жириновского уже известна. На мой взгляд, ничего особо обидного он не сказал, хотя, возможно, и неприятно это было слушать. В межгосударственных отношениях можно далеко зайти, если пользоваться принципом «зуб за зуб» и «око за око». Международная практика показывает, что если одна страна выдворяет 5 нежелательных людей, то вторая — тут же предпринимает подобный шаг. Это тупиковый путь. Надо садиться и договариваться.
На ваш взгляд, какая первая тема должна быть поднята на российско-украинских переговорах?
Надо обо всем договариваться. Необходимо садиться за стол переговоров и учиться слышать и слушать друг друга. Это касается и каких-то политических моментов, и вопросов с молочной продукцией, мясной, и газа, и труб. К тому же, надо избегать того, чтобы межгосударственные вопросы формировало общественное мнение. Ведь как происходит? Позиция еще не выработана, на первых документах еще чернила не высохли, а уже есть оценки в СМИ. Одни сказали одно, вторые сказали другое, а в результате возникает напряженность. Необходимо вырабатывать позицию, не озвучивая ее раньше времени. Подобные вопросы – это прерогатива дипломатии, а не уличной демократии, они должны решаться не на митинге и не голосованием.
Вы видите реальную, перспективу потепления украино-российских отношений в ближайшее время?
Я не только ее вижу, у меня просто нет сомнений в том, что отношения наших государств, станут гораздо теплее. Просто сейчас в Украине есть некоторый вакуум власти, возможно, это слишком сильное выражение.
Многие постоянно напоминают, что Владимир Владимирович Путин обещал нанести визит в Украину. Ну, давайте будем рассуждать холодной головой. Ведь обычно в рамках такого визита обязательно общение, как в узком, так и в широком формате. После встречи лидеров государств, они обычно садятся за стол вместе с представителями правительства. Именно тогда даются конкретные поручения, подписываются конкретные документы. А на сегодняшний день, когда не сформирована коалиция, следовательно, нет полноценного правительства в Украине — какая будет польза от этого визита?
Вы можете назвать конкретную причину, по которой отношения между нашими странами стали более напряженными.
Отношения не стали более напряженными. Отношения стали прагматичными. А прагматизм предполагает понимание и отстаивание своих интересов. Вспомните в отношении газа слова Виктора Андреевича Ющенко. Он же сказал, что раньше было абсолютно непонятно, что платится за транзит, какой-то бартер и т.д. Теперь создана прозрачная схема, когда понятно, какая цена за транзит и какая цена за газ. И если будет повышаться стоимость углеродного сырья, то будут пересматриваться цены. Прагматизм отношений и предусматривает их прозрачность и четкое понимание своих интересов.
Ситуация на рынке мясомолочной продукции явилась продолжением этой прагматичной позиции?
Я Вам по памяти приведу данные, когда в 2004 году был экспорт твердых сыров 12 тысяч тонн, а в прошлом 120 тысяч, согласитесь, не может быть такого роста, учитывая поголовье скота в Украине. Следовательно, реэкспорт. Конечно, сначала были эмоции, но потом, будучи губернатором, Василий Цушко тут в порту нашел 460 контейнеров с мясом, которые предназначались для реэкспорта в Россию. Когда все происходит прагматично и без эмоций, проблем не бывает. Ведь после того, как российские специалисты побывали в Украине у предприятий, которые действительно производят продукцию, не возникло никаких затруднений в работе с российскими партнерами. Яркий пример – предприятие, которое находится у вас в Балтском районе.
Возможно, в этой ситуации, когда необходимо время для формирования центральных органов власти, стоило бы развивать межрегиональные отношения?
Надо сразу признать, что межгосударственные отношения не могут не отражаться на межрегиональных. Но межрегиональные отношения подпитывают и могут сделать больше, чем межгосударственные. Я сторонник этой формы сотрудничества. Если помните, я был в какой-то мере у истоков организации российско-украинских форумов. Тогда, уже после первого мероприятия, Одесская область подписала соглашение и с Мурманской областью, и с Архангельской, и с Коми. Результат был положительным. Было налажено сотрудничество, как на уровне руководителей областей, так и на уровне предприятий. Но надо понимать, что деньги любят тишину, и дальнейшие инвестиции и сотрудничество зависят от стабильности. Яркий пример – глиноземный завод в Николаеве, в который вложил средства «Русский Алюминий». Как только начали в Украине говорить о реприватизации, так сразу представители «РосАла» отреагировали прекращением инвестиционных программ. Поэтому я уверен в том, что необходимо всячески развивать межрегиональные отношения, но при этом основываться на спокойных и прагматичных отношениях между государствами.
Ну и еще одна важная тема. Какова на Ваш взгляд перспектива урегулирования Приднестровского конфликта?
Я думаю, что вокруг этой темы очень много спекуляций и эмоциональных заявлений. Причем спекуляций, связанных с двойными стандартами, которые стали отчетливо видны после проведения референдума в Сербии и Черногории. Посмотрите, ведь после проведения этого референдума все государства — и НАТО, и ЕС, и США — признали референдум и право этих стран на самоопределение. Почему же не признать право Приднестровья на отделение от Молдовы? Говорится о незыблемости границ в рамках Хельсинских соглашений, а Югославия – это множество государств.
Но США и европейские институты настаивают на том, что у них сомнения в демократичности проведения и выборов в Приднестровье, и возможного референдума.
Приднестровье не возражало против присутствия наблюдателей. ОБСЕ их просто не прислало.
Если я не ошибаюсь, для того, чтобы присутствовали наблюдатели, необходимо было перенести выборы по техническим причинам примерно на месяц.
Да это так. И, на мой взгляд, вполне логично, что Приднестровье на это не согласилось. У них тогда возникал правовой вакуум. Ведь признана республика или нет, но у нее есть Конституция, и согласно этой Конституции, если бы не избрали парламент, то Приднестровье осталось бы без законодательного органа. Ведь представители Приднестровья не отказывались от предложенного плана урегулирования, просто предлагать его надо было раньше, когда не подходил к концу срок полномочий депутатов.
Та же ситуация и с Белоруссией. Выборы признали недействительными до их проведения, просто не прислали наблюдателей. Можно, конечно сомневаться в фальсификациях, когда очень острый подсчет голосов, а когда с таким отрывом как в Белоруссии побеждает Лукашенко, по-моему, сомнений быть не может.
Как Вы относитесь к мнению о том, что российский контингент должен покинуть Приднестровье?
Это эмоциональное заявление. А что делать с боеприпасами, которых там сотни тысяч тонн? Я думаю, что такие заявления только наносят вред тем, кто их делает. Точно так же, как с выводами украинских аналитиков по поводу ужесточения условий прохождения таможни на украинско-приднестровском сегменте границы. Ведь это привело и к уменьшению грузов, и к необходимости строить объездную дорогу и так далее…
Скажите, учитывая и феодосийскую тему, и другие события в украинской политике, как вы думаете, Украина стала ближе к НАТО? Я имею в виду недавнее заявление Виктора Андреевича Ющенко о том, что на сегодняшний день Украина сотрудничает с НАТО в тех же пределах, что и раньше, и в пределах не больших, чем Россия.
Мне трудно ответить на этот вопрос. Для того, чтобы на него ответить, нужно изучить много документов, а не делать выводы на базе заявлений по телевидению. Но могу одно констатировать точно — работа в этом направлении ведется и она очевидна. В необходимости движения в НАТО население убеждают представители власти. Создано подразделение в МИДе. Да не надо далеко ходить – министр иностранных дел Борис Тарасюк заявил, что Украина вступит в НАТО, если не в этом, то в следующем году. Настойчивая и напористая пропагандистская работа по изменению настроения тех, кто против, на тех, кто за — налицо. Поэтому на этом фоне говорить, что сотрудничество на том же уровне — очень сложно. Я думаю, что в подобных заявлениях есть даже лукавство, если хотите.
Феликс Кондратьевич, большое спасибо за интервью. И еще раз от лица нашей редакции желаю Вам успехов на новом месте работы.
Я, в свою очередь, хочу еще раз поблагодарить одесситов за то доброжелательное отношение, которое сопровождало мою работу в Одессе.
Беседовал Игорь ЛЁВ