![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Игорь ПАПУША: «Мы стали жить в другом правовом пространстве»
01.12.2012 / Газета: Одесские известия / № 133(4407) / Тираж: 18937
В канун Дня работников прокуратуры прокурор Южного региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере, государственный советник юстиции 3–го класса Игорь Папуша дал интервью для «ОИ». Разговор шел о практической работе прокуроров, о том, что изменилось в ней в связи с принятием новых законодательных актов, регламентирующих деятельность прокуратур. Меняются роль и функции прокуратуры – Игорь Александрович, 20 сентября Президент подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам усовершенствования деятельности прокуратуры». Расскажите, пожалуйста, на что именно в первую очередь направлены изменения, предлагаемые этим Законом? – Новеллы направлены прежде всего на обеспечение выполнения взятого Украиной перед Советом Европы обязательства об изменении роли и функций прокуратуры. При подготовке этого Закона были максимально учтены замечания европейских экспертов, выводы Комитета министров Совета Европы, Венецианской комиссии, Консультативного совета европейских прокуроров. Мы стали жить в другом правовом пространстве, где в центр внимания поставлена защита прав гражданина. Ограничены некоторые действующие полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением и применением законов, в сфере представительства интересов гражданина в суде. Усовершенствована сама система органов прокуратуры. Причем здесь произошли не косметические, а серьезные перемены. Так, реорганизованы военные прокуратуры. Офицеры уволились из рядов Вооруженных сил и стали, если так можно выразиться, гражданскими прокурорами. Вместо военных созданы прокуратуры по надзору за соблюдением законов в военной сфере. Вопросы финансирования, материально–технического обеспечения, присвоения классных чинов теперь относятся к компетенции Генеральной прокуратуры, а не Министерства обороны. Конкретизировано и само понятие «прокурор». В штатном расписании органов прокуратуры вместо помощников и старших помощников прокуроров введены должности прокуроров и старших прокуроров прокуратур. Расширился круг основных задач, возложенных Генеральным прокурором Украины на прокуратуры по надзору за соблюдением законов в военной сфере. К ним добавился надзор за соблюдением законов на объектах оборонно–промышленного комплекса и тех, где хранится мобилизационный резерв. Поднадзорными нам стали и подразделения специальной милиции МВД. – Вы сказали, что при подготовке Закона были учтены выводы и рекомендации европейских политических и юридических институтов. Но ведь существуют и традиции национальной правовой системы? – Действительно, в Рекомендации Комитета министров Совета Европы отмечено, что во многих странах вследствие их правовых традиций государственные прокуроры выполняют и определенную роль вне системы уголовного правосудия, и эта роль значительно отличается в зависимости от различных национальных правовых систем. Она, в частности, может включать представительство общих или общественных интересов, предоставление правовой поддержки гражданам при защите их прав и основных свобод, представительство государства в судах и т.д. Анализ и всестороннее осмысление собственного и зарубежного опыта в сфере устройства и функционирования института прокуратуры, взаимодействия его с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти дают четкое понимание и осознание того, что правозащитная функ–ция и представительская деятельность органов прокуратуры Украине необходимы. Для примера приведу некоторые цифры. Мерами прокурорского реагирования только в этом году нам удалось сократить задолженность по заработной плате на предприятиях Минобороны и оборонно–промышленного комплекса почти на 20%, что составляет более 15 миллионов гривень. По результатам рассмотрения документов прокурорского реагирования привлечено к ответственности 18 должностных лиц, возбуждено три уголовных дела в отношении руководителей предприятий, погашена задолженность по выплате заработной платы на общую сумму около 4,1 миллиона гривень. Прокурорами по надзору за соблюдением законов в военной сфере Южного региона Украины также приняты меры представительского характера с целью восстановления прав граждан на оплату труда. В частности, в текущем году в этой сфере предъявлено 316 исков и заявлений на общую сумму почти 1,6 миллиона гривень.
Позиции прокурора в представительской деятельности усиливаются – Теперь о том, что касается ограничения полномочий прокурора в сфере надзора за соблюдением и применением законов и представительства прокуратурой интересов гражданина в суде. Что конкретно здесь изменилось? – Определен исчерпывающий перечень оснований для представительства интересов граждан. Убрано такое основание для представительства интересов гражданина в суде, как его неспособность по причине материального положения реализовать свои процессуальные полномочия. Предлагается также ряд уточняющих изменений к процессуальному законодательству. В частности, это касается возможности для прокурора быть истцом по поданным им искам в интересах государства. С учетом сказанного можно утверждать, что изменения, касающиеся представительства, не только уточняют основания и порядок его осуществления, но и определенным образом усиливают позиции прокурора в этой деятельности. Надзорная функция ориентирована прежде всего на защиту интересов общества. Это связано с продолжающимся процессом масштабного обновления государственного сектора, в частности, контролирующих органов, пересмотра их полномочий, предоставления приоритета судебной защите прав и свобод человека и гражданина. – А сохраняется ли за прокуратурой функция предварительного следствия? – Принятый недавно новый Уголовный процессуальный кодекс сформировал систему органов досудебного следствия и определил место и роль в ней прокуратуры. При этом реализация прокуратурой функции досудебного следствия ограничена четко установленными временными рамками – не более пяти лет. Что касается прокуроров в военной сфере, то мы, как и прежде, будем расследовать дела по воинским преступлениям. Это невыполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части, хищение оружия и боеприпасов, утрата или уничтожение военного имущества и т.д. (Перечень воинских преступлений определен соответствующим разделом Уголовного кодекса Украины.)
Проверки будут проводиться по–новому – Игорь Александрович, наших читателей также интересует, изменился ли порядок проведения проверок на предприятиях и в организациях? Если можно, проиллюстрируйте ответ примерами. – Новый закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок. Так, проверки по обращениям будут осуществляться только при условии их предварительного рассмотрения компетентными органами или непринятия ими в установленные сроки решений по этим вопросам. Это сделано, в частности, с целью предотв–ращения вмешательства прокуратуры в хозяйственную деятельность. Кроме того, проверка может начинаться только после вынесения руководителем органа прокуратуры либо его заместителем мотивированного постановления, которое может быть обжаловано у прокурора высшего уровня или в суде. Также прокуроров обязали после окончания проверки возвращать оригиналы затребованных документов и материалов. В отличие от прежнего, в новом Законе не предусмотрены различные виды прокурорского реагирования, остается один – представление. Так что предписание, носившее обязательный характер его выполнения, протест, постановление о возбуждении дисциплинарного производства теперь отменены. Добавлю, что внесение представления на акт не останавливает его действие. В представлении разрешается ставить вопросы об отмене только нормативно–правового акта (остальные – акты индивидуального действия, локальные и прочие – не предус–мотрены). – И в заключение нашей беседы такой вопрос. Дискуссии о будущем украинской прокуратуры в последнее время были особенно остры, так как недостатки в сфере применения и использования законов очевидны: во многих случаях закон игнорируется не только гражданами, но и самими ветвями власти. Устраняет ли эти противоречия новый Закон о прокуратуре? – В новом Законе функции прокуратуры выписаны так, чтобы она ни в коем случае не подменяла соответствующие органы государственного контроля, а лишь в случае их бездействия реализовала меры прокурорского реагирования в защиту прав граждан и интересов государства. Перед органами прокуратуры Украины ставится задача представлять интересы граждан в случае нарушения их прав, защищать широкий спектр интересов, начиная от экономических интересов государства, а именно в бюджетной сфере, в сфере земельных отношений, охраны окружающей среды, защите прав военнослужащих и членов их семей. В соответствии с новым Законом прокуратура будет играть существенную роль в защите демократических ценностей и верховенства закона. И все же приведу слова Генерального прокурора Украины Виктора Пшонки: как бы ни был хорош закон, его выполнение в реальных жизненных ситуациях во многом будет зависеть от профессионализма, уровня готовности прокурорских кад–ров к новым требованиям, их самоотдачи и принципиальности. – Спасибо за беседу. С праздником! Автор: Василий ГОНЧАРОВ
|
Пошук:
![]() Сергій Токарєв
Центральна та Східна Європа (ЦСЄ) має сильні сторони, які роблять з неї серйозного конкурента на світовому ІТ-ринку. Загальний обсяг стартап-екосистеми з 2014 року виріс у 15,5 рази в порівнянні з країнами Західної Європи. Але через брак відданих менторів і релокацію засновників стартапів регіон все ще залишається обмеженим. ІТ-бізнесмен та інвестор Сергій Токарєв розповів, як ЦСЄ мусить діяти, аби стати потужним стартап-хабом.
![]() Балет «Снігова Королева» на музику Туомаса Кантелінена у постановці творчої команди театру надихає, зворушує і повертає віру в казку маленьким і дорослим глядачам та не втрачає актуальності попри свою холодну назву — ні в спеку, ні коли на вулиці сніжить. Адже його сенси — поза сезоном і поза часом: про силу любові, яка здатна розтопити будь-яку кригу, про вірність, вибір серця і шлях крізь випробування.
Останні моніторинги:
00:00 18.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 18.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 18.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 18.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 18.12.2025 / Вечірня Одеса
|
||||||||||||||||
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.017 |