![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Региональный туризм и евроинтеграция
06.09.2016 / Газета: Одесские известия / № 70(4893) / Тираж: 18937
Одним из направлений эффективного продвижения туристического продукта в нашем регионе является выполнение совместных международных проектов. С 2014 года практическим примером реализации международных программ на региональном уровне является проект «Tourism Paths of the Black Sea Region» (BSB-TOUR). В проекте принимают участие семь стран Черноморского региона. Главным партнером является Греция, партнерами по реализации – Турция, Грузия, Армения, Молдова, Болгария и Украина. В общем контексте данного проекта Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины определил свои задачи по разработке информационно-аналитической платформы активизации развития туризма в регионе Черного моря для улучшения международного взаимодействия. В число задач входит оценка состояния сферы туризма и развития туристических продуктов, решение вопросов развития туристической деятельности, определение общих природных и культурных ценностей для стран Черноморского бассейна, поиск новых и продвижение традиционных видов туризма и турпродуктов в регионе. Одесская область имеет богатый туристическо-рекреационный потенциал, основанный на разнообразных природных ресурсах, которые обеспечивают отдых, оздоровление, лечение соотечественников и иностранцев. Природно-ресурсный потенциал области можно охарактеризовать как полифункциональную экосистему, способную обеспечивать выполнение нескольких функций, которые могут стать основой для развития различных видов туристическо-рекреационной деятельности, а также сопутствующих ей видов хозяйствования, в частности таких, как транспорт, торговля, промышленность, агропромышленность, сельское хозяйство. В то же время сохранение и развитие уникальных природно-рекреационных ресурсов должно не только стать неотъемлемой частью туристическо-рекреационной деятельности, но и влиять на функционирование производственного и коммуникационного потенциала региона. Анализ областных и одесских городских программ социально-экономического развития в части обеспечения функционирования туристическо-рекреационной сферы и соответствующих целевых программ показал, что региональные органы управления концентрируют финансовые ресурсы и формируют мероприятия, направленные на выполнение организационных и информационно-коммуникационных функций развития туристической сферы. Однако не уделяется достаточного внимания развитию, охране и использованию природных рекреационных ресурсов. Не проводятся мероприятия по проведению регистрации, ведения реестра, учета и мониторинга природных рекреационных ресурсов, зонированию рекреационных земель. При формировании региональных программ целесообразно планировать следующие мероприятия: - выполнение проектно-изыскательских работ по выявлению перспективных туристическо-рекреационных ресурсов, территорий и объектов природно-заповедного фонда, пляжей, лиманов, бальнеологических ресурсов, агроландшафтов, лесных угодий и т.д.; - упорядочение сети рекреационных учреждений, обеспечение развития материально-технической базы наиболее перспективных видов туризма; - повышение благоустройства рекреационных и заповедных территорий, сопутствующих инфраструктурных объектов (автодорог и т.п.); - разработку новых туристических маршрутов. В программах развития туристическо-рекреационной сферы основные капиталоемкие мероприятия по производству рекреационного продукта или услуги выполняются за счет частного капитала. Поэтому перед административными органами управления стоит задача по привлечению частных инвесторов, их экономическому стимулированию с учетом рационального природопользования и соблюдения экологических условий передачи природного рекреационного ресурса в аренду или изменения формы и прав собственности. Именно поэтому нами предлагается при формировании региональных программ развития рекреационно-туристической деятельности закладывать выполнение таких мероприятий, которые обеспечат преференции инвесторам и производителям туристического продукта, создадут на данной территории дополнительные рабочие места, добавленную стоимость и внесут весомый вклад в рост валового регионального продукта. При этом обязательным условием предоставления преференций должна стать экологическая результативность использования, охраны и воспроизводства природных рекреационных ресурсов. Управление туристической сферой национальной экономики должно включать целенаправленное воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и на эффективность использования ими рекреационно-туристических природных ресурсов. С переходом национальной экономики к многообразию форм собственности на объекты туристическо-рекреационной сферы расширились возможности повышения качества обслуживания, его конкурентоспособности и соответствия международным стандартам. Но при этом отметим ряд недостатков, которые необходимо преодолеть для эффективного развития этой сферы, в частности: - отсутствие единой информационной базы, обеспечивающей взаимодействие региональных туристических агентств, ассоциаций, центров и т.д.; - недостаточное формирование туристических брендов государства и имиджа страны на мировом туристическом рынке; - низкий уровень развития туристическо-рекреационной инфраструктуры и неудовлетворительное ее состояние; - несоответствие гостиничной базы и мест размещения туристов мировым стандартам; - не удовлетворяющее туристические потребности состояние памятников историко-архитектурного наследия; - недостаточное обеспечение профессиональными кадрами; - отсутствие туристических кластеров; - несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы в области туризма. Исходя из общей цели Стратегии развития туризма и курортов Украины, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на системе государственного и регионального управления, а именно: - на развитии структуры рекреационных потребностей и сегментации туристического рынка («зеленый туризм», бизнес-туризм, семейный туризм, экзотический и т.п.); - на активизации малого и среднего туристического бизнеса (частные гостиницы, усадьбы, рестораны и т.п.); - на государственном стимулировании привлечения субъектов туристического предпринимательства к рациональному использованию рекреационных ресурсов (аренда рекреационных территорий на основе соотношения сохранения природных ресурсов с объемом платы за их использование); - на стимулировании предпринимательских инициатив по сохранению культурно-исторического наследия и формированию рынка туристическо-рекреационных продуктов и услуг. Создавая соответствующие предпосылки эффективного развития туристическо-рекреационной сферы, необходимо учитывать большие возможности комплексного использования экологических систем. На сегодня эффективным направлением развития туризма и курортов Украины считаем расширение полномочий местных органов исполнительной власти, в частности расширение управленческих функций туристических администраций по сертификации туристических ресурсов и лицензированию предприятий туристической отрасли. В компетенцию органов местного самоуправления, ответственных за развитие туристического потенциала региона, должны входить: - перераспределение выделенных средств местного бюджета на нужды развития туризма и курортов; - рациональное использование финансово-кредитных рычагов управления туристической сферой; - введение разных форм частно-государственного партнерства для мобилизации туристических ресурсов; - широкое сотрудничество с независимыми общественными организациями в сфере туризма. Данные направления целесообразно реализовывать путем включения соответствующих мероприятий в региональные программы социально-экономического и культурного развития. Согласованная региональная политика в сфере развития туризма находит свое отражение в международных программах и проектах. В частности, основные предложения специалистов Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины по проекту «Tourism Paths of the Black Sea Region» (BSB-TOUR) направлены на: - формирование стратегии по объединению стран бассейна Черного моря в сфере туристической деятельности; - получение синергетического эффекта развития туризма в Причерноморском регионе; - развитие информационной базы и осведомленности в сфере туризма путем проведения конференций, фестивалей, семинаров, создания и расширения коммуникационных сетей. Таким образом, Одесский регион продолжает обеспечивать развитие туризма в контексте евроинтеграционной стратегии. Н. ХУМАРОВА, доктор экономических наук; О. КАРПЕНКО, кандидат экономических наук Автор: -
|
Пошук:
![]() Сергій Токарєв
Центральна та Східна Європа (ЦСЄ) має сильні сторони, які роблять з неї серйозного конкурента на світовому ІТ-ринку. Загальний обсяг стартап-екосистеми з 2014 року виріс у 15,5 рази в порівнянні з країнами Західної Європи. Але через брак відданих менторів і релокацію засновників стартапів регіон все ще залишається обмеженим. ІТ-бізнесмен та інвестор Сергій Токарєв розповів, як ЦСЄ мусить діяти, аби стати потужним стартап-хабом.
![]() 15 грудня о 15:00 в АРТ-просторі за адресою вул. Європейська, 67 відкривається фотовиставка Одеської обласної організації Національної спілки фотохудожників України «Місто світла і тіні».
Останні моніторинги:
00:00 18.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 18.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 18.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 18.12.2025 / Вечірня Одеса
00:00 18.12.2025 / Вечірня Одеса
|
||||||||||||||||
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.026 |