ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




Вода в Одессе
04.04.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 38-39(10738-10739) / Тираж: 10407

В прошлом номере «Вечерняя Одесса» рассказывала о завершении колодезной эры в Одессе и создании дождевых цистерн. Однако и они не смогли обеспечить стремительно растущий город питьевой водой.

К 70-м годам XIX века в Одессе сложилась критическая ситуация. В это время вода была настолько дорога, что ведро воды стоило больше, чем бутылка неплохого вина. В Одессу привозят воду на баржах из Херсона и даже ведутся переговоры о поставках воды железной дорогой...

В 1872 году почти четыре жарких месяца не было воды. Почти все цистерны иссякли, вспоминает одесский старожил В.И. Шрайтель, а если в какой-нибудь из них и находили воду, то она была полна инфузорий и годилась только для мытья. В это время один предприимчивый человек (Шрайтель называет его «спекулятор») поехал в Николаев, нагрузил пароход водой из Спаска. Вечером он достиг берегов Одессы, а в ту же ночь надвинулись тучи, и пошел дождь. Все цистерны наполнились, и аферист на следующее утро вылил свою воду в гавань. А до пуска водопровода в Одессу оставались считанные дни...

Дискуссии о водопроводе начинаются ещё в 1808 году. Городская Дума ходатайствовала перед правительством о выделении средств для поиска воды и проведения системы водоснабжения. Однако полученные городской думой проекты водопровода оказались настолько фантастическими, что власти сконцентрировались на поиске источников артезианской воды и рытье колодцев. В 1830 году английский инженер Джон Уптон (отец архитектора Самюэля Уптона, разработавшего конструкцию Потемкинской лестницы) подал вполне выполнимый проект о строительстве системы водоснабжения Одессы с использованием днестровской воды, однако правительство его отклонило из-за чрезмерной дороговизны. К колодцам добавляются артезианские скважины и дождевые цистерны.

В 1843 году французский эмигрант Пишон (разбогатевший в Одессе на изготовлении пудры) и отставной ротмистр Виттенберг предложили свой вариант водопровода. Воду планировали подавать из источника в районе Большого Фонтана. В 1845 году они начали строить водонапорную башню (ту самую, вошедшую в историю города как «башня Ковалевского»). В 1847 году пайщиком этого предприятия стал таганрогский купец Тимофей Ковалевский, который после смерти Пишона становится главой образованного предприятия.

Ковалевский соорудил здание для двух паровых машин, которые должны были поднимать воду на высоту резервуара в специально построенной башне (106 метров). По водопроводу длиной 12,07 км вода поступала в район пересечения нынешних Старопортофранковской и Большой Арнаутской), где был установлен металлический резервуар на каменной каланче объемом более тысячи тонн. В этот бак вода была запущена в 1853 году, о чем жителям города в феврале этого года сообщил «Одесский вестник». Однако стоимость воды из этого водопровода оказалась выше стоимости колодезной и фонтанной (артезианской) воды, да и качество ее было ниже. Кроме того, вода с Большого Фонтана была испорчена из-за желания усилить приток воды: был вскрыт соляной ключ, который так и не удалось до конца изолировать. Произошедший крупный оползень чуть не уничтожил водокачку, и вскоре здание, в котором были установлены паровые машины, покрылось трещинами, и, пока его ремонтировали, насосы стояли без действия. Тимофей Ковалевский, получивший звание «Почетный гражданин Одессы» за пуск первого централизованного водопровода, был полностью разорен. Впоследствии его наследники отказываются от прав на водопровод, который перешел к городу и проработал до 1873 года.

Проблема с водоснабжением города так и не была решена. Одесситы продолжали пользоваться преимущественно колодцами, число которых перевалило в центре города за пять сотен...

Водонапорная башня Ковалевского пережила своего создателя и даже вошла в морские лоции. О башне Ковалевского упоминали в своих произведениях многие одесские авторы, а Юрий Олеша ее описал следующим образом: «Давно заглохла деятельность башни, остались за ней только романтические свойства: доминировать, чернеть на закате, бросать длинную тень и быть оплетаемой полетом стрижей». В 30-х годах ХХ века башню, как возможный ориентир для неприятеля взорвали.

Попытка провести в Одессу водопровод повторилась в 70-е XIX века. К этому времени власти города вернулись к идее Днестровского водопровода, отвергнутой в 1830-м. Проведенные изыскания показали, что лучшее место для сооружения водопровода расположено вблизи Беляевки, так как именно здесь находилась точка с самой большой разницей в высотах с Одессой (следовательно, можно было сэкономить на работе насосных станций). В 1872 году в Лондоне было создано «Одесское водопроводное общество» и создана соответствующая концессия. Главными концессионерами стали купец Вильгельм Швабен и английский инвестор Джон Мор. Особняк директора концессии одесского водопровода Вильгельма Швабена сохранился до наших дней на улице Водопроводной.

9 сентября 1873 года в Одессе состоялся торжественный пуск фонтана на Соборной площади, который символизировал начало новой эры в истории Одессы — эры водопровода. С этого времени в Одессе появляется новый водоносный горизонт и новая техногенная проблема... Еще в 1894 году профессор Новороссийского императорского университета И. Синцов, проводивший гидрогеологическое описание Одесского градоначальства, писал, что «в последние десятилетия в Слободке-Воронцовке и прилегающей к ней местности появилась новая верховодка, происхождение которой следует приписать уже не атмосферным агентам, а днестровскому водопроводу». С самого начала функционирования водопровода в Одессе трубы протекали, что приводило к обводнению лессовидных суглинков — горных пород, перекрывающих толщу известняков и распространенных практически по всей территории Одессы. В настоящее время эта проблема обострилась, что негативно сказывается на устойчивости зданий в Одессе. Лессовидные суглинки обладают крайне интересным свойством: они уменьшаются в объеме (до 40%) в процессе намокания. Мощность лессовидных суглинков под Одессой в некоторых местах достигает 25—26 метров. Можно определить, насколько изменится мощность этой толщи при намокании из-за протекающих труб водопровода...

К «артефактам» тех времен можно отнести водопроводные колонки, которыми славится старая Одесса. Одесское общество водопровода взяло на себя обязательства за свой счет провести воду во двор каждого дома в городе и предместье Молдаванки на одну сажень далее внутренней стороны планового здания и устроить здесь кран для домашнего потребления. При этом домовладельцу предоставлялось право указать место для крана с тем, чтобы длина провода от внешней линии домов не превышала более как на одну сажень ширины планового здания. Впоследствии водопроводные колонки играли роль своеобразной «коммунальной кухни»: напор воды в трубах был низким, вода часто не доходила и до второго этажа дома. Поэтому жильцы выстраивались в очередь возле водопроводного крана: кому-то нужно было постирать, кому-то вымыть посуду... В настоящее время в городе сохранилось более 200 водопроводных колонок. Некоторые из них по праву могут считаться шедеврами малых архитектурных форм.

Очень поучителен контракт между городом Одессой и Обществом одесского водопровода, который вступил в силу с 1 января 1875 года. Вот несколько пунктов из этого контракта:

«6. Отпуск воды из дворовых, фабричных и хуторских кранов контролируется посредством водомеров.

8. Владельцы всех существующих в настоящее время колодцев, цистерн, водопоев, а также всех подобного рода устройств, которые будут делаться частными лицами в своих дворах или на своих землях, сохраняют право не только пользоваться водой из этих водоснабжений, но и продавать ее.

11. Если в водопроводе произойдут какие-либо неисправности или повреждения, вследствие коих снабжение водой остановится или уменьшится против требуемого количества, или же вода по качеству своему, не будет удовлетворять условиям контракта, или же не достигнет условленного напора, то общество обязано в течение 24 часов устранить означенные неисправности, в противном случае общество подвергается штрафу».

Интересно, какие убытки понес бы «Инфоксводоканал», если бы пункт 11 действовал и сейчас...

На Малой Арнаутской долгое время действовал «пиратский погребок» внутри дождевой цистерны, которую случайно в своем сарае откопал судовой врач Виталий Иванович Калибердин. Вместе с друзьями Виталий Калибердин полностью расчистил старинную цистерну, провел электричество и вентиляцию. Спуск осуществлялся по верёвочной лестнице, пол был покрыт толстым, скрученным по спирали, канатом. Внутренности цистерны украшены различными диковинками в пиратском стиле — бочки с «порохом», пушечные снаряды, штурвал, мачете, компас и барометр, фонари, ракушки, пистолеты, кривые ножи, множество книг о морских разбойниках и бутылки с водой из трех океанов — Атлантического, Индийского и Тихого....

К сожалению, в феврале 2011 года Виталий Калибердин умер. Сыну, вступившему в наследство, забавы отца были неинтересны, сарай на замке, цистерна снова стала недоступна.

Еще меньше повезло колодцу во дворе третьего дома по улице Торговой. Сейчас вместо него установлена статуя дельфина с надписью: «Мир спасет доброта». К концу XIX века в Одессе насчитывалось более 1000 колодцев. Сейчас — не больше ста. Останется ли что-то от того, что было до «водопроводной эры» в Одессе? Что-то сохранится. Что-то исчезнет навсегда. Но это уже будет совсем другая история...

Руководитель проекта — Александр Бабич

Автор: Дмитрий ЖДАНОВ

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Американський стартап Toothio – новий напрям інвестицій Roosh Ventures
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.

Сила духу і оптимізм: «Давня Казка» презентує пісню та кліп «Будьмо» про єдність українців
Український гурт «Давня Казка» презентує новий трек «Будьмо» та кліп до нього — історію, яка надихає на віру в краще навіть у найскладніші часи. Пісня стала музичним маніфестом незламності, гумору та оптимізму, який допомагає українцям триматися разом.

Останні моніторинги:
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 09.01.2025 / Вечерняя Одесса


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.020