ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Pовесники независимости
25.03.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 33-34(11023-11024) / Тираж: 10407

Года два назад я позвонила художественному руководителю ансамбля солистов «Ренессанс» Одесской филармонии Галине Захаровой. Хотела предложить выступить в культурно-просветительских программах Одесского областного Совета мира. Знала, что этот коллектив всегда отзывчив к таким просьбам. Но голос в телефоне был неузнаваем. Не сложно было понять — у человека что-то случилось.

Тогда-то я и узнала о горе, накрывшем её семью, — неизлечимо заболела сестра, директор «Ренессанса» Диана Захарова. Многолетний руководитель известного в нашем городе и за рубежом ансамбля — сильная, уверенная в себе женщина — была подавлена и говорила о своём бессилии, безденежье, беспомощности что-либо изменить в судьбе сестры, её верного друга и помощника.

Я всматриваюсь в фото, доставшееся мне от мадам Сюзанны Савари, французской художницы, мецената, почётного гражданина г. Одессы. Франция, 1998 г. На сцене собора Святого Стефания в г. Меце, бывшей столице Лотарингии, красивые и элегантные, безмерно талантливые наши ребята — солисты «Ренессанса». И Галина Захарова, окрылённая и светящаяся от счастья успеха её коллектива за границей. В тот вечер французский зритель долго бисировал. Овации, цветы — пока на сцену не поднялась большой друг Одессы мадам Савари, организатор тех гастролей.

— Я очень рада, что наши гости из Одессы доставили нам, французам, прекрасные минуты удовольствия, — произнесла тогда мадам Сюзанна. — Это большой успех благородного труда мадам Галины и всех солистов прекрасного коллектива…

Как жаль, что наша жизнь так переменчива, и в ней всё меньше и меньше радостных взлётов. Галина Захарова ушла на заслуженный отдых, когда до 30-летнего юбилея со дня создания коллектива оставалось всего несколько лет. Ушла тихо, интеллигентно и незаметно. Видимо, не найдя в себе силы после тяжёлой потери родного человека сражаться за каждый прожитый миг.

Но «Ренессанс» не умер и даже не замолчал на время…

Только каждодневная и напористая работа, поиск новых форм подачи репертуара, исполнения, общения со зрителем и поддержка друг друга помогли коллективу выжить в это сложное ковидное время. Коллектив не разбежался в поисках востребованности и заработков. Хорошо, что, сохранив традиции, наработанные за прошлые годы, солисты не потеряли вкус к поиску своего пути к сердцам зрителя.

Конечно, бесконечные «локдауны» добавили сложности в работе, но для нового руководителя ансамбля — солистки «Ренессанса», лауреата международных конкурсов Аглаи Полихрониди, это не та преграда, которую ей не преодолеть. Есть такие люди — легкоатлеты по жизни, бег с препятствиями их любимая дисциплина. Полихрониди не ждала, когда начальство Одесской филармонии назначит нового шефа ансамбля. Она сама предложила свою кандидатуру. Боялась, что за это время ансамбль солистов превратится в обычный хор без традиций и уважения к прошлому. Руководство Одесской филармонии поддержало её. Коллеги опешили, не сразу осознав, что стоящая рядом с ними на сцене певица, одна из них, стала их художественным руководителем.

И как бывает в разных коллективах, а в «Ренессансе» 15 солистов, одни поддерживали, другие сомневались. Пришлось притираться… Ведь все они талантливые личности, со своими достижениями, амбициями, видением и опытом. И Полихрониди «не лыком шита». Но на разборки, кто круче, времени не было. Галина Борисовна Зицер, директор Одесской филармонии, дала Аглае Полихрониди на всё про всё три месяца. «За этот срок оправдай занятое тобой почётное место». Аглая подняла выставленную планку и пообещала реорганизацию за 10 дней.

А это не только новые программы, но и новые костюмы, подчёркивающие индивидуальность каждого солиста, но не выходящие за рамки одной общей концепции. Это ремонт помещения, где проходили репетиции, — «театр начинается с вешалки». Это афиши на все выступления, планирование гастролей. И, конечно, поиски денег. Она художественный руководитель, администратор и человек, вникающий в проблемы каждого члена коллектива. Что на душе у артиста, то в глазах у него на сцене. Известно ей это не понаслышке. В ее жизни пришлось брать все высоты с боем и при этом не раскисать, а становиться закалённей и сильнее.

Родилась и выросла Аглая (в переводе с греческого «великолепная») в городе Батуми на берегу Чёрного моря, в семье этнических греков. Её предки в начале ХХ века бежали к берегам Грузии и Российской империи. Бежали от унижения, смерти, голода, депортаций. По их судьбам прошлась дробильная машина геноцида османами понтийских греков.

Закончив Батумскую музыкальную школу по классу скрипки и музыкальное училище по классу вокала, Аглая приезжает в Одессу, в наш солнечный город с твёрдым желанием поступить в Одесскую музыкальную консерваторию им. А.В. Неждановой.

Друг семьи Полихрониди, известный ленинградский тенор, народный артист РСФСР, служащий тогда в театре оперы и балета им. С.М. Кирова (сегодня это Мариинский театр), Константин Плужников предложил юному дарованию поступать в консерваторию в городе на Неве. «Но как же я и без моря?», — наивно спрашивала девушка. В 1988 году желающих учиться в Одесской консерватории и петь профессионально было больше, чем ожидали — 85 человек на место. Но Аглая смело идёт на прослушивание. С голосом контральто она пела только первую октаву и немного вверх — фа, фа-диез третьей октавы, а посредине была пропасть. Её маленький племянник спрашивал у взрослых: «А почему Аглая поёт, как дядька?».

После предварительных прослушиваний в кабинетах консерваторской профессуры, известных мэтров оперной сцены, один из непререкаемых авторитетов по вокалу, определил голос Полихрониди, как колоратурное сопрано. Но объяснить, почему при этом Аглая берёт нижний регистр, эксперт не смог. Когда «девушка с характером» возразила педагогу, та была обескуражена и предложила не тратить время. «В двадцать лет поздно переучиваться. Лучше вам заняться чем-то другим».

Аглая не рвала на себе волосы, не рыдала, не уходила в себя. Она хорошо знала свой характер: раз ей сказали «нет», значит, точно будет брать эту крепость измором.

На следующий год Полихрониди поступила на подкурс. Так прошло два года. Педагоги вместе со старательной и настойчивой ученицей «собирали» голос, но перегрузили его, как говорят «посадили на горло». Получилось лирико-колоратурное сопрано. Голос, как собственная кожа, и Аглая чувствовала, что поёт не своим голосом. И всё могло закончиться профнепригодностью.

Она не сдавалась, продолжала посещать дневные занятия, а вечером упорно занималась у профессора Нинель Рихтер-Сочиенковой, в «реанимационном отделении» — так в шутку называли студенты стиль преподавания педагога. Уже на третьем курсе сокурсницы пели арию Кармен, а Полихрониди целый год учила арии Моцарта из ораторий Магнификатов духовного содержания. Упорство сделало своё дело, с колоратурными связками зазвучало колоритное меццо-сопрано Полихрониди.

Ее 90-е связаны с Одесским оперным, где она прослужила три сезона после окончания консерватории, до самого закрытия театра на реконструкцию, на долгих 11 лет.

Певица вернулась к своим истокам, в родной дом, в Батуми. Здесь каждый камень, каждая травинка и даже всплеск черноморской волны ей были знакомы с детства. В Батумском оперном встретила новое тысячелетие. Вот она, новая прекрасная жизнь открывается! Но пока её зарплата — 50 долларов в месяц, этого едва хватало заплатить за жильё и любимый кофе. Когда было совсем невмоготу от обидной несправедливости или изматывающей усталости, Аглая думала всегда о своих близких, кого уже давно не было рядом, но кто навсегда оставил в ней свой генетический код. Им было куда сложнее выжить на этой земле. Она помнила красавицу бабушку по маминой линии, в честь кого была названа, и деда, мужа бабушки, Михаила Лазариди — статного купца 1-й гильдии, богатого, образованного, рачительного хозяина.

Во Владикавказе до сих пор стоят мельницы, построенные её дедом, и фамильный склеп, сохранившийся на городском кладбище. Давно это было, в 20-х прошлого века, а люди там чтут и сегодня его доброе имя.

Избежав смерти от османов, он, раскулаченный в 1929 году в советской России, отсидев срок, чудом остался жив. Перед Второй мировой его освободили, дали 24 часа на сборы. Депортация в Грецию безжалостно и жестоко разломала судьбу их семьи. Из Владикавказа бабушка с детьми вернулась в Батуми. Прошли долгие годы, пока она узнала о судьбе Михаила, а он ждал и надеялся на встречу с любимой и детьми. В 1942 году, когда Греция была под фашистским сапогом, к нему пришла смерть. Он умер от тифа в полном одиночестве, так и не дождавшись своей Аглаи.

Вот откуда черпает их внучка силы, свои эмоции и энергетику. Вот почему так проникновенно звучит в её исполнении греческая молитва «Всевоскрешаемая мира». Только человек, пропитанный болью, страданием и любовью к ближнему, может раскрыть своим голосом, как криком души, трагизм судеб своего народа.

Помотавшись по свету, Полихрониди не получила творческого удовлетворения и в любимой Греции. Хотя прекрасно знает язык и могла петь свои партии на греческом, итальянском. Но недавний экономический кризис накрыл все страны мира.

«Греция», ты вернулась!» — так встретил возвращение Аглаи в Одесский оперный народный артист Украины Анатолий Капустин. Но и здесь с вакансиями было скудно. А Галина Захарова предложила Аглае стать солисткой «Ренессанса». За две недели она выучила все свои партии. Да что свои! Приходилось выручать товарищей. Артист пришёл на концерт «под градусом» — пела его басовую партию, артистка не готова была к выступлению — пела её сопрановую партию.

Пройдя за 13 лет школу Захаровой, Полихрониди взяла всё доброе и необходимое из тех лет, но внесла много свежего, присущего ей самой: динамичность, выразительность, какой-то особый драйв в соединении красивых голосов и тщательно подобранного репертуара. Коллективу это нравится. Они вместе думают на одной волне, ищут современные «фишки», работают на перспективу.

За короткое время создано более 9 разноплановых программ. Они построены на коллажной компоновке украинской, итальянской и мировой песни, песен из кино и мультфильмов. Не забыта и классика.

«С верой в душе и любовью в сердце!» — так называется концерт-челлендж, подготовленный ансамблем к Пасхе и Дню Победы.

Летом 2020-го ребята считали своим человеческим долгом поддержать врачей в их тяжёлых ковидных буднях. Они спели on-line концертную программу «Песня, ты в сердце моём!». Около 9 тысяч просмотров собрала их программа on-line «Ты одессит, Мишка!», подготовленная к Дню освобождения Одессы. В Киеве завоевали Гран-при на Всеукраинском фестивале современной украинской песни. Впереди участие в абонементном концерте «Портреты великих композиторов», посвящённом памяти И.-С. Баха и, конечно, подготовка к юбилейному празднику.

Слово своё Полихрониди сдержала. Поднятая планка в работе взята. Но и руководство филармонии не осталось в долгу. На днях им «подарили» большой репетиционный зал — 30 кв. метров. Правда, снова ремонт. Но им не привыкать. Есть коллеги, на которых можно опереться: Алина Коваль, одна из первых пришла в ансамбль, Андрей Малинич — молодой композитор, аранжировщик и концертмейстер ансамбля, Артём Шутяк — ученик Анатолия Дуды, Костя Величко и даже его жена, дизайнер. Она помогает коллективу с оформлением афиш. Вот так — с миру по нитке…. А как поют! Как поют!

— Зарплату бы таким ребятам поднять, чтобы не бегали по разным работам, — делится Аглая. Хочется выйти на сцену и, неся праздник людям, не думать, чем завтра кормить семью. Разве можно запретить сегодня молодым, талантливым уезжать из страны в поисках финансового благосостояния?

А ещё нужны персональные микрофоны-гарнитуры, минусовки. А это для нас — неподъёмные деньги.

Жалеет художественный руководитель «Ренессанса», что из-за закрытых границ не состоялись их гастрольные поездки в Польшу и Грецию на международные фестивали. Но надеется, что 22 мая 2021 года в Большом зале Одесской филармонии состоится их гала-концерт, посвящённый 30-летней деятельности ансамбля.

На этом празднике искусства хочется увидеть не только руководство области и города, но и высокие чины из Министерства культуры Украины. А почему нет? Есть повод. Пора размять ноги, уставшие от сидения в тёплых министерских креслах в столице. Приезжайте и присуждайте звания талантливым творческим коллективам за их бескорыстный труд и истинный патриотизм! 30 лет назад они рождены этой страной. Она должна заботиться о них!

Автор: Валентина ГАЙДАЕНКО

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Сергій Токарєв розказав про заходи, що покращать стан українського IT-сектору
Втрати контрактів та складнощі із залученням іноземних інвестицій — це ті виклики, з якими сьогодні найчастіше стикаються українські IT-компанії. На цьому наголошує Сергій Токарєв — IT-інвестор та бізнесмен, співзасновник інвестиційної групи Roosh. На його думку, становище вітчизняного сектору може покращити активний міжнародний іміджбілдинг.

SHABO провело серію дегустацій Великих вин України
Одне з провідних українських виноробних підприємств SHABO провело серію дегустацій, присвячену 20-річчю компанії.

Останні моніторинги:
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.017