|
Ангел-хранитель одесской литературы
20.04.2023 / Газета: Вечерняя Одесса / № 31-32(11271-11272) / Тираж: 10407
Так назвал Илью Каминского, поэта, переводчика, преподавателя, редактора поэтических антологий и «страстного популяризатора поэзии», одессита, который уже 30 лет живет в Америке, но не только не потерял связь с родным городом, а и сумел во время войны стать опорой для очень многих в нашем городе, в том числе для «Вечерней Одессы», писатель и меценат Евгений Деменок в интервью «Поэту в этот город сложно не вернуться...». В минувший вторник, 18 апреля, Илья отметил очередной день рождения. С такой оценкой — ангел-хранитель — абсолютно невозможно не согласиться. Без всяких преувеличений. Имя Ильи Каминского, известное до войны преимущественно любителям поэзии, в сегодняшней Одессе стало синонимом помощи, неравнодушия, желания, находясь за тысячи километров, поддержать пусть незнакомых ему людей, но объединенных одним ментальным и географическим знаменателем — одесситы. И не только литераторов. Именно за такое подвижническое движение души и бесчисленное число добрых дел, о которых мы слышали, знаем, но они не попадают в информационное пространство из-за нежелания автора этих дел их афишировать, жюри конкурса «Люди дела» памяти Б. Ф. Деревянко назвало Илью Каминского лауреатом по итогам 2022 года. На награждение, которое мы планируем провести к 50-летию «Вечерней Одессы», Илья обещал приехать. Он был в нашем городе в прошлом году. И, к слову, 1 июля, в день рождения газеты, побывал у нас в гостях. Об этом газета рассказала в материале «Илья Каминский: «Только тишина заставляет нас говорить» (номер за 28 июля 2022 года). Верим, что впереди — новые встречи. И вера эта зиждется на том, что, когда есть такие друзья, как Илья Каминский, в нашей жизни во время войны исчезает ощущение безысходности. Мы боремся и победим! Возвращаясь к интервью, отметим, что его автор Евгений Деменок — тоже лауреат конкурса «Люди дела», но по итогам предвоенного 2021 года. Очень хочется привести — пусть в сокращенном виде — отрывки из этого материала, опубликованного в альманахе Всемирного клуба одесситов «Дерибасовская — Ришельевская». Итак, на вопросы отвечает Илья Каминский: «— После начала войны вы стали ангелом-хранителем одесских литераторов, вы бесконечно собираете деньги для их поддержки, и помощь ваша бесценна. Ваша связь с Одессой никогда не прерывалась, верно? — Одессу бомбят, электричества нет, во многих местах нет ни тепла, ни воды. Мой дядя живет на улице, где в один из домов попала бомба. Моя бабушка похоронена на кладбище, куда упала еще одна бомба. Почeмy связь с Одессой в этом году интенсивнa? Caмa жизнь — интенсивна! …Поэтy в этот город довольно сложно не вернуться. Невозможно вырвать этот город из нервной системы! Так что возвращаюсь почти каждое лето — но возвращаюсь сюда не для того, чтобы участвовать в литературной жизни, я стараюсь избегать этого, прихожу сюда ухаживать за могилами. Кровь в моих жилах течет по карте одесских улиц, которые идут от Еврейского кладбища до «Привоза», до оперы, до моря. — Мы в Одессе часто говорим о том, что миф о городе постепенно вытесняет реальность, и чем сложнее реальность, тем более прекрасным становится миф. Вы постоянно воспеваете и восхищаетесь одесским юмором. Мне кажется, что вы с удовольствием преумножаете одесский миф, не так ли? — О писании стихов надо говорить точно — или ничего. Давайте будем точными. Для кого миф: для потребителей или производителей? Для потребителей: сказка Одессы прекрасна! Но для производителя, практикующего литератора это очень опасная вещь, она приводит к красованию пеpед зеркалом. И висящая постоянно перед глазами большaя картоннaя вырезка «Смотрите, у нас миф!» мешает делать то, что нужно писателям: заново видеть вещи. В интервью всегда буду говорить об Одессе с обожанием. Но когда я сажусь за писательский стол и закрываю дверь, одесский миф — это последнее, о чем я хочу думать. A хочу думать о том, что значит жить на планете, о котоpoй мы почти ничего не знаем, рядом с существaми, о которых мы ничего не знаем, во Вселенной, о которoй мы ничего не знаем… Что значит быть живым и пытаться говорить языком поэзии с людьми, которых уже нет в живых. Я хочу задавать невозможные, проклятые вопросы. Хочу следовать за музыкой, не зная, куда она может привести. То есть меня действительно не интересуют готовые лозунги типа «Одесса — центр мира». Сколько можно быть центром мира? Пора уже стать частью мирового сообщества! Меня интересуют неуверенность в себе, открытие, удивление. — Летом, несмотря на войну, вы снова приезжали в Одессу, побывали на одном из вечеров нашей литературной студии «Зеленая лампа». С вашей помощью эссе, очерки и стихи одесских литераторов появились в международных изданиях, в том числе в World Literature Today и The Paris Review. По вашему мнению, литература в Одессе жива? — В Одессу каждое лето всегда вернусь, как кукушка, которая открывает носом двеpцy и кукует, кукует, кукует. Если Путин хочет свою идиотскую, ужасающую войну, это его преступление и преступление его соотечественников. Моя работа — заботиться о могилах моей семьи в Одессе, это последнее место жительства, которое оставила моя семья в этом городе: могилы на Еврейском, Втором Христианском, Таировском кладбищax. — Что касается помощи одесским писателям… — Люди помогают друг другу в трудную минуту. Каким идиотом я был бы, если бы не сделал этого? Город бомбят. Если мы будем говорить о его литературе, наш первый вопрос должен звучать так: как помочь авторам выжить в это время? Все остальное — шeлуха. — А что нынешняя плеяда? — Женя, люди выживают без электричества, а часто без воды и тепла — а ты хочешь, чтобы я начал ранжировать их стихи? Читают стихи под сирену воздушной тревоги: угощают друг друга вишнями и наливают друг другу по бокалу вина — я видел это летом своими глазами. При этом речь идет не столько о критическом обсуждении стихов, сколько о том, чтобы дать людям возможность быть услышанными. В военное время это так важно — быть услышанным. Отворяется дверь, и появляется Голубовский, приветствует всех, очень терпеливо, очень ласково и грациозно, и слушает, и слушает, и слушает, и… — И… — И вой воздушной сирены — a люди дарили друг другу стихи. Сегодня для меня этого более чем достаточно, чтобы встать и начать аплодировать. Так что, конечно, я хочу похвалить каждого одесского поэта прямо сейчас, во время вторжения, читающего стихи тем, кто решил остаться в этом городе. …Одесса всегда в моей жизни. Когда меня там нет, я хожу по улицам во сне. Хотя, в конце концов, моя зарубежная жизнь, языковой опыт — это то, что я привезу с собой. Параллельно я приношу Одессу в свои англоязычные произведения. Этот одесский темперамент смеха в час трагедии, эти танцы, чтобы не упасть… Скажy честно: я иногда сомневаюсь — к чему столько смеха во время чумы? Не следует ли дать людям время погоревать? Неужели маска смеха слишком сильно прилипла к лицу города, и теперь ее невозможно сорвать? Но в итоге одесское неповиновение через юмор, через стиль меня покоряет, ведь я здесь родился. И вот я хочу поженить эти прямо противоположные эмоции, горе и смех, на языке, который не очень подходит для тaкого темперамента, — английском. Поженить, да. Как говорила моя бабушка на идише, сама жизнь — это свадьба. — Во многих интервью вы говорите о стойкости украинского народа, а еще о том, что поэзия сейчас, во время войны, нужна как никогда. В мае (2022 года — прим. ред.) тридцать пять одесских авторов собрали свои тексты для сборника «Война». Евгений Михайлович Голубовский, инициатор этого (как и десятков других) сборника, сказал, что, когда говорят пушки, музы ни в коем случае не должны молчать. Вы верите в спасительную силу поэзии? — На мой взгляд, великий поэт — это не тот, кто кричит в микрофон на стадионах при многотысячной толпе, а очень закрытый человек, который пишет красиво и достаточно странно, настолько завораживающе, что слова на странице могут сказать что-то очень личное многим людям одновременно. Не публичное позерство, а очень частная речь, в которой стих становится личной речью читателя. Ты просыпаешься посреди ночи, ты в кризисе, ты не находишь слов, а потом, ах, вспоминаешь строчку. Или ты шепчешь про себя слова поэта, как свои собственные. А потом ты переворачиваешь подушку на другую сторону, тебе становится немного спокойнее, ты снова можешь спать. В каком-то смысле стихотворение завораживает нас, как заклинание в прошлые века. Вот что со мной делает поэзия. Желаю вам того же». Автор: Олег Суслов
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011 |